Тигр II

Боевая масса, т  69,8 с башней Хеншеля, 68,5 с башней Порше
Компоновочная схема  с задним размещением моторного отделения и передним трансмиссионного
Экипаж, чел.  5
Количество экземпляров  489
Габаритные размеры, мм
Длина корпуса  7380
Длина с пушкой вперёд  10280 (с башней Порше), 10286 (с башней Хеншеля)
Ширина корпуса  3755
Общая высота  3090
Клиренс  485
Защита танка
Тип брони  гомогенная, катанная, хромоникельмолибденовая
Лоб корпуса, мм  150
Лоб башни, мм  180
Борт корпуса, мм  80
Корма корпуса, мм  80
Днище корпуса, мм  25—40
Крыша башни, мм  40
Вооружение
Модель пушки  Kwk 43 L/71
Тип пушки  нарезная
Калибр пушки, мм  88
Длина ствола пушки, калибров / мм  71 / 6400
Боекомплект пушки  78 с башней Хеншеля, 84 с башней Порше
Прицел  прицел наводчика бинокулярный TZF9b, затем монокулярный TZF 9d/1; прицел командира панорамный артиллерийский
Пулемёт(ы)  2x7,92мм MG-34 (спаренный с пушкой и в передней части корпуса), иногда ещё один на башне
Боекомплект пулемёта(ов)  5850 патронов
Двигатель
Тип двигателя  Карбюраторный, V-образный, жидкостного охлаждения, 12 цилиндров, рабочий объём 23 литра
Модель двигателя  «Майбах» HL 230P30
Мощность двигателя, л.с. (кВт)  700
Расход топлива по шоссе, л/100 км  506
Ходовая часть
Тип подвески  торсионная одинарная, на первом и девятом узлах гидравлические аммортизаторы
Число опорных катков на борт  9 (5 внешних, четыре внутренних)
Диаметр опорных катков, мм  800
Ширина гусеницы, мм  800 (транспортные 660)
Ходовые качества
Скорость по шоссе, км/ч  38
Скорость на пересечённой местности, км/ч  17
Запас хода по шоссе, км  170
Запас хода на пересечённой местности, км  120
Удельное давление на грунт, кг/см2  1,07
Преодолеваемый подъём, град.  35
Преодолеваемая стенка, м  0,85
Ширина преодолеваемого рва, м  2,50
Преодолеваемый брод, м  1,60


Тигр II, Королевский тигр — тяжёлый немецкий танк периода заключительной части Второй Мировой войны.

Тигр II мог подбить танки Sherman и Cromwell с расстояния от 1000 до 3000 метров, имеются сообщения, что T-34 были подбиты с больше чем 4000 метров.[Источник?] Экипаж был защищён толстыми наклонными бронеплитами, что делало танк очень трудной мишенью. Только несколько орудий того времени могли уничтожить Tiger II на близкой дистанции. На сегодня не найдено ни одного документа или фотографии, говорящей что передняя бронепанель башни Tiger II когда-либо была пробита в боевых условиях.

Содержание

Другие названия танка

История разработки

На совещании 26 мая 1941 года, незадолго до операции Барбаросса было решено создать танк весом 35-45 тонн. Заказ на разработку получили фирмы Порше и Хеншель, одновемеенно фирма Крупп должна была разработать орудийную установку 88мм KwK 43/3 L/7 на базе зенитной пушки 88мм-FlaK 41.

После встречи с советским танками серий КВ и Т-34 было решено усилить броню танка так, чтобы ее не могли пробить ни существующие, ни разрабатываемые танки.

Порше разработала свой прототип VK4502(P) в начале 1942 г. В середине 1942 г. альтернативный проект VK4502(H) разработала и фирма Хеншель. Крупп создал два типа орудийных башен для каждой из моделей. Несмотря на то, что для модели Порше уже было изготовлено 50 башен, ее проект был в итоге отклонен, а башни (в литературе часто ошибочно обозначаемые, как башни фирмы Порше) были монтированы на корпуса Хеншель.

По личному указанию Гитлера толщина брони была еще раз увеличена и достигла 185 мм для лобовой брони и 80 мм для бортовой. Модель корпуса VK4502(H) была заменена на более современную VK4503, которая и получила название «Тигр II». Башни, разработанные для VK4502(H) пошли в серийное производство.

Модификации

Существовал в единственной модификации — Pz VIB. 3 опытных экземпляра V1-V3 и 47 первых серийных танков (номера ходовых частей 2800001-250047) были выпущены с башнями, изготовленными для модели VK4502(P) Порше, все последующие (280048-250489) — с башнями для VK4502(H) Хеншель.

Выпуск

С фирмой Хеншель был сначала заключен контракт на производство трех опытных экземпляров, а затем в октябре 1942 года — на поставку еще 176 танков. Первый опытный экземпляр V1 сошел с конвейера в октябре 1943 года, а первые серийные танки были выпущены в январе 1944. До окончания производства в марте 1945 года было выпущено 489 «Тигров II».

Конструкция

Компонововочная схема

Броневая защита

Был одним из самых защищённых серийных танков Второй Мировой Войны. Бронирование: лоб — 150 мм борт — 80 мм корма — 80 мм крыша — 40 мм днище — 40 мм башня — 40-180 мм

Корпус

Башня

Выпускались модификации с башнями , изготовленными для моделей Порше и Хеншель.

Ходовая часть

9 сдвоенных опорных катков на борт, расположенных в шахматном порядке; ведущее колесо переднего расположения со съёмными зубчатыми венцами (зацепление цевочное); подвеска—индивидуальная торсионная; в каждой гусенице 96 траков шириной 818 мм.

До мая 1944 года использовались гусеницы Gg 24/800/300 с 18-зубцовым ведущим колесом, затем — Gg 26/800/300 с 9-тизубцовым. В марте 1945 года была введа следующая модель Kgs 73/800/152, вновь использовавшая 18-зубцовое ведущее колесо.

Двигатель

Maybach HL 210 Р45 12-цилиндровый, карбюраторный, V-образный, жидкостного охлаждения, 650 л.с. (478 кВт) при 2600 об/мин, V=23 095 см3

Трансмиссия

многодисковый главный фрикцион с трением в масляной ванне; безвальная коробка передач (8+4); планетарные механизмы поворота, бортовые передачи

Вооружение

88-мм нарезное орудие KwK-43/L71

2х 7,92-мм пулемёта MG-34

Другое

Боевое применение

Первое применение Тигров II состоялось 13 августа 1944 г. в районе Сандомирского плацдарма. Оно оказалось неудачным: танки ждали и для них подготовили комбинированную танко-артиллирийскую засаду, в которой участвовали, среди прочего, 122-мм пушки А-19 и ИСУ-152. В ходе боя с 53-й гвардейской танковой бригадой по немецким данным было подбито 11 машин. По советским данным за трое суток непрерывных боев в период с 11 по 13 августа 1944 года в районе местечек Сташув и Шидлув войсками 6-го ГвТК было захвачено и уничтожено 24 вражеских танка, 12 из которых были новейшие тяжелые танки Тигр II. Из них - 3 Тигра II (башенные номера 102, 502, 234) были брошены экипажами и захвачены целыми. Танки 102 и 502 были доставлены в Кубинку и подвергнуты всесторонним испытаниям, последний сейчас находится в экспозиции музея в Кубинке.

Во многих источниках указывается, что в первом же бою с применением Тигра II погиб конструктор танка - Фердинанд Порше (например, об этом говорится в путеводителе по Центральному Музею Вооружённых сил в Москве). В других вариантах говорится о том, что это был сын конструктора (так, например, "Моделист-Конструктор" 1981, №2 пишет: «Порше был настолько уверен в своем танке, что послал на фронт с первым батальоном «королевских тигров» Ферри Порше, своего сына, работавшего вместе с ним. В первом же бою молодой Порше погиб в схватке с тридцатьчетверками...»). Однако эти легенды не имеют под собой основы. На самом деле Фердинанд Порше скончался в 1951 году, а его сын Фердинанд Антон Эрнст (Ферри), автор знаменитого «Порше 911», - в 1998. Да и главным конструктором Тигра II был вовсе не Порше, а Эрвин Андерс (который тоже благополучно пережил войну). Порше разработал лишь один из вариантов башни танка.

Ссылки

На русском языке

На английском языке


Литература

  • Полная энциклопедия танков мира. 1915—2000 гг. /Составитель Холявский Г. Л. — Мн.: ООО «Харвест», 2000. — 576 с.: ил. ISBN 985—433-905-X страницы 228—230;
  • И. П. Шмелёв. Бронетехника Германии 1934—1945 гг.: Иллюстрированный справочник — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. — 271 с., [16] л. цв. ил. ISBN 5-17-016501-3 (ООО «Издательство АСТ»), ISBN 5-271-02455-5 (ООО «Издательство Астрель») страницы 128—136;
  • И. П. Шмелёв Танк «Тигр» М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001. — 128 с., ил. ISBN 5-17-010276-3 (ООО «Издательство АСТ»), ISBN 5-271-02959-X (ООО «Издательство Астрель») страницы 48—55;
  • И. Желтов, А. Сергеев. Очередной блин комом // Танкомастер №6, 1999.
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home