Общество потребления

Общество потребления (англ. consumer society) — совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления. Оно характеризуется массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностей и установок. Общество потребления является одной из черт современного общества.

Общество потребления возникает в результате развития капитализма, сопровождаемого бурным экономическим и техническим развитием и такими социальными изменениями, как рост доходов, существенно изменяющий структуру потребления; снижение продолжительности рабочего дня и рост свободного времени; размывание классовой структуры; индивидуализация потребления.

Содержание

Черты общества потребления

  • В потреблении, выходящем за рамки борьбы за физическое существование, в различной степени участвует подавляющее большинство населения. За последние 40 лет личные расходы на товары и услуги во всем мире возросли более, чем в четыре раза с 4.8 млрд. долларов в 1960 году до 20 млрд. в 2000 году.[1]
  • В торговле и сфере обслуживания уменьшается роль мелких магазинов. Главную роль начинают играть крупные торговые центры и супермаркеты. Широкое распространение приобретает шоппинг, который становится популярной формой досуга.
  • Революция в сфере коммуникаций (распространение интернета, сетей мобильной связи) приводит к образованию нового информационного пространства и расширению сферы общения. Причём доступ к этому пространству и участие в общении становятся платными услугами, невозможными без наличия посредника (провайдера).
  • Экономическая система тесно переплетается с культурой потребления. Бизнес производит такие феномены культуры, как вкусы, желания, ценности, нормы поведения, интересы. Важную роль в этом играет реклама, проникающая в самые глубокие слои социальности.
  • Конкуренция производителей порождает конкуренцию потребителей. Человек в обществе потребления стремится потреблять так, чтобы, с одной стороны, быть «не хуже других», а с другой — «не сливаться с толпой». Индивидуальное потребление отражает не только социальные характеристики потребителя, являясь демонстрацией его социального статуса, но и особенности его индивидуального образа жизни.
  • Появляется развитая система кредитования, банковские карточки, дорожные чеки, карты постоянных покупателей и т. п. Всё это ускоряет процесс принятия решения при покупках.
  • Система кредитования превращается в основу социального контроля, когда благополучие основывается на вещах, приобретённых в кредит, и зависит от стабильного заработка. При этом, например, в Германии, согласно исследованиям JAK, на 2000 год благодаря установленной процентной системе 80 % населения, в конечном счете больше платит по процентам, чем реально получают от взятого кредита, 10 % населения получают немного больше, чем платят, а оставшиеся 10 % вдвое и больше получают, чем платят.[2]
  • Существенно изменяется структура стоимости товаров и услуг. Зачастую в неё включается символическая цена за «торговую марку» (бренд), когда товары «известных» фирм могут стоить гораздо дороже ничем не отличающихся от них аналогов.
  • Ускоряется темп изменений моды. Вещи обесцениваются и устаревают. Вводится планомерная смена одних поколений вещей другими. В обществе потребления человек, «отставший от моды», чувствует себя символически бедным.
  • Образование, прежде всего высшее, становится платной рыночной услугой, приобретаемой в массовых масштабах.
  • Физкультура и спорт проходят процесс коммерциализации. Профессиональные спортивные клубы становятся производителями зрелищ и покупателями спортсменов. Доступ к занятиям физкультурой становится рыночной услугой.

Аргументы в защиту общества потребления

Среди социологов и общественных деятелей имеется немало сторонников общества потребления. Основные тезисы сторонников общества потребления и консьюмеризма таковы:

  • Потребление способствует возникновению хорошего и ответственного правительства, способствующего долгосрочной социальной стабильности, необходимой для общества потребления.
  • В обществе потребления производители имеют стимул совершенствововать и создавать новые товары и услуги, что способствует прогрессу в целом.
  • Высокие потребительские стандарты являются стимулом для зарабатывания денег и, как следствие, упорной работы, продолжительной учёбы, повышения квалификации.
  • Потребление способствует снижению социальной напряжённости.
  • Потребительские мотивы поведения вытесняют национальные и религиозные, что способствует снижению экстремизма. Кроме того, человек в обществе потребления, как правило, менее склонен к риску.
  • Члены общества потребления требуют более высоких экологических стандартов и экологически чистых продуктов, вынуждая производителей создавать их.
  • Потребление сырья и товаров из стран «третьего мира» способствует их развитию.

Общество потребления в России

Согласно «Российской Бизнес-Газете» анализ последнего пятилетия показывает стабильно высокие темпы развития российского потребительского рынка — 10-15 % прироста ежегодно. Даже негативное влияние инфляционных процессов не останавливает наметившуюся с 2000 года тенденцию превращения России в постиндустриальное общество потребления.[3]

По информации Центробанка в 20042005 гг. в России наметилась тенденция превышения темпами роста потребительских расходов населения темпов роста его доходов. Специалисты Банка России уверены, что в этом виновато кредитование потребителей, которое развивается бурными темпами и меняет психологию россиян, стимулируя потребление.[4]

Использованная литература

  1.   Леденцов Н. Общество потребления. — 19.07.2004.
  2.   Яшин Н. Процентное кредитование — мировая война? // Вторжение. — М., 2000. — № 3.
  3.   Малахин М. Клондайк потребления // Российская Бизнес-Газета. — 15.03.2005.
  4.   Россия как общество потребления // РОЛ Бизнес. — 03.03.2006.
  5. Ильин, В. И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность.

Рекомендуемая литература

  • Baudrillard, J. The Consumer Society. Myths & Structures. — L., Thousand Oaks, N.Y., Delhi: SAGE Publications, 1998. ISBN 0761956913
  • Miles, S. Consumerism as a Way of Life. — London: SAGE Publications, 1998.
  • Дебор, Ги-Эрнест Общество спектакля.
  • Лимонов, Э. В. Дисциплинарный санаторий. — СПб.: Амфора, 2002. ISBN 5942783209

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home