Макарий (Гневушев)

Макарий (в миру Михаил Васильевич Гневушев) (1858, село Репьевка Симбирской губернии, Ардатовского уезда — 4 сентября 1918, Смоленск), епископ, политический деятель. Причислен к лику святых Русской православной церкви в 2000.

Содержание

Образование, преподавание, монархическая деятельность

  • В 1882 окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия (за работу об Александрийской церкви).
  • С 1882 — преподаватель Киевско-Подольского духовного училища.
  • С 1883 — наставник в Острожской учительской семинарии.
  • С 1885 — преподаватель Киевского женского училища.
  • С 1890 — преподаватель Киевской духовной семинарии. Прославился яркими проповедями и миссионерской деятельностью. В 1902 был инициатором создания «Киевского педагогического общества взаимной помощи».

Придерживался крайне правых политических взглядов. Принимал деятельное участие в монархическом движении в Киеве, являлся одним из лидеров черносотенного движения, в 19061908 был членом совета Киевского отдела Русской монархической партии (РМП), членом Киевского отдела Русского собрания. Выступал с резкими антисемитскими заявлениями.

Архимандрит и правый политик

В 1908, вскоре после смерти жены, принял монашество с именем Макарий. В этом же году был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем в Москву в Высоко-Петровский монастырь. Принял активное участие в монархическом движении в Москве, стал ближайшим сподвижником председателя Русского монархического союза протоиерея И. И. Восторгова (Иоанна Восторгова). Принимал участие в создании Братства Воскресения Христова, был членом правления братства. Был членом правления Русского Монархического Собрания, в котором часто выступал с докладами.

В 1909 переведен настоятелем в Новоспасский монастырь в Москве. Большое внимание уделял организации общенародного пения во время богослужений, считая его средством повышения интереса прихожан к посещению храмов и борьбы с влиянием сектантов. Провёл капитальный ремонт Никольского храма монастыря, в ходе которого к нему был пристроен обширный зал. Такое обращение с памятником архитектуры вызвало жесткую критику со стороны Императорского Московского археологического общества. В ответ заявил, что среди археологов «ревность по „археологическим подробностям“ нередко доходит до своего рода идолопоклонства пред каждым древним кирпичом или каждой архитектурной завитушкой». Его деятельность в качестве настоятеля монастыря неоднократно критиковалась в газетах, на архимандрита подавали жалобы в Синод (в том числе с обвинениями в растрате монастырских денег и финансовых махинациях), но безрезультатно.

Был членом организационного комитета по созыву Съезда русских людей в Москве в сентябре-октябре 1909, выступал с приветственной речью при его открытии. В мае 1912 — товарищ председателя Пятого Всероссийского съезда русских людей в Петербурге. В 1912 — председатель предвыборного комитета правых партий в Москве по выборам в IV Государственную думу.

Епископ

11 июля 1914 был хиротонисан во епископа и получил должность епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. В ноябре 1915 выступал на совещании монархистов в Петрограде, был избран в состав Совета монархических съездов. С января 1917 епископ Орловский и Севский. 26 мая того же года уволен на покой и поселился в Смоленской губернии: сначала в Спасо-Авраамиевом монастыре Смоленска, затем в Спасо-Преображенском монастыре Вязьмы.

Арест и мученическая кончина

22 августа 1918 был арестован и отправлен в тюрьму Смоленска. 4 сентября 1918 по обвинению в «организации белогвардейского восстания» расстрелян чекистами в пригороде Смоленска. По воспоминаниям его дочери, четырнадцать приговорённых к смерти были доставлены в пустынное место за Смоленском и построены спиной к свежевырытой могиле. Палач подходил к каждому и производил выстрел в лоб. Владыка, находясь в конце шеренги, с четками горячо молился за каждого из казнимых. Он был застрелен последним.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви в августе 2000 для общецерковного почитания.

Труды

  • Константин Петрович Победоносцев. Киев, 1907;
  • Сила веры. Ужас неверия. М., 1910;
  • Крепостное право на Руси и освобождение крестьян от крепостной зависимости. СПб., 1911;
  • Общенародное церковное пение и его значение для Православной Церкви вообще и в особенности для западнорусского Православия. Вильна, 1912.

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home