Тантра

Достоверность этой статьи под вопросом.
Оспаривается точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье.
На странице обcуждения статьи идет дискуссия на тему: Тантра

В данной статье содержится обзор различных тантрических систем и понятий о тантре.

Та́нтра — название разнородных учений и практик, применяемых в индуизме, буддизме, бон, новых религиях и культах Нью-Эйдж, в психотерапии и для развлечения.

Исходное понятие тантра происходит от (санскр. तन्त्र, тантра, букв. «непрерывность», «связь», «нить») — система телесных и психических техник, предназначенная для развития осознанности человека и, как следствие, преодоления им барьера восприятия реальности лишь на основе интерпретации информации, поступающей в ум от органов восприятия (чувств).

В индийской терминологии тантризм — учение о двуединой природе мира, в котором представлены мужское и женское начала, о нераздельном союзе блаженства и пустоты как мужского так и женского начал.

В тибетской и бонской терминологии тантра определяется как система практик для достижения высшей реализации, и является особенностью буддизма Ваджраяны (или тантрического буддизма), который включает в себя Тибетский буддизм и японскую школу Сингон, тантра является третьей и высшей колесницей учения.

В течениях Нью-Эйдж тантра ассоциируется с магическими и сексуальными ритуалами, при этом представители разных эзотерических групп апеллируют к их индийскому или псевдобуддийскому происхождению.

Тантрой иногда называют сеансы сексуальной терапии или массовой содомии, организуемые с целью расслабления, снятия комплексов или развлечения.

Содержание

История и символизм индийской тантры

Происхождение тантризма восходит корнями к древним индуистским традициям и связано с культом Великой богини-матери. Тантристы считают свое вероучение универсальной религией всех людей, из которой развились и черпают свою духовную силу остальные религии. За основу принимается представление о тождестве микрокосма и макрокосма, человека и мироздания, поскольку все возводится к единению двух начал — женского и мужского. В зависимости от того, какое начало признается главенствующим, тантра разделяется на «правую» и «левую».

Тантра «правой руки» господствует в Индии, она признает ведущим мужское, активное начало.

Тантра «левой руки» ведущим началом признает женское, символизирующее мудрость.

Символом мудрости и пустоты, женского начала является лотос. Почитание лотоса пришло в Тибет из Индии, где этот цветок символизирует чистоту, красоту и совершенство. Троном каждому из тибетских богов служит огромный цветок лотоса — это знак приобщения к мудрости. Другой символ женского начала вселенной — колокольчик. Мужское начало символизирует ваджра («алмаз», «молния») — небольшой ритуальный жезл. Ваджра — символ самого Просветления, происходящего подобно вспышке молнии; символ истинности, неколебимости буддийского учения, по твердости неуступающего алмазу. Поэтому многие буддисткие божетсва изображаются в ваджрой в руках.

Техники

Характерным свойством тантрических техник является их комплексное воздействие на широкий спектр проявлений человека как живого мыслящего существа. В результате практики тантрических техник расширяется диапазон характеристик осознаваемого функционирования тела и ума человека, благодаря чему на определённом этапе практикующий переживает, что привычное, условно «нормальное» с точки зрения современной психиатрии состояние сознания является лишь одним из множества иных состояний, в которых возможно присутствие самоосознавания, но изменяется механизм интерпретации умом информации органов чувств.

В результате успешной практики тантрических техник практикующий теряет обусловленность своей личности и переживает себя как безграничное безличностное осознающее существо, чье бытие имеет место вне концепций двойственности (я — не я, имя — форма), сущность которого неотличима и неотделима от абстрактного с точки зрения материализма вселенского сознания.

Тибетcкая тантра

Основная статья: Тантра (буддизм).

Тантрическая практика в Тибете включает в себя три основных элемента:

  1. созерцание изображения божества и затем отождествление себя с ним;
  2. использование при этом особых ритуальных жестов, обозначающих то или иное божество (эти жесты называются мудры, они пришли в Тибет из Индии);
  3. чтение мантр (магических формул, как правило на санскрите, включающих имя созерцаемого бога и его основные эпитеты).

Тибетская тантра включает в себя четыре класса тантр:

  1. тантра действия (Крия-тантра), предполагающая совершенствование через ритуал;
  2. тантра выполнения (Чарья-тантра), в которой ритуал и медитация признаются равноценными;
  3. Йога-тантра, в основе которой лежит йогическая медитация;
  4. тантра высшей йоги (Ануттара-йога-тантра), в практике которой основным является постижение недвойственности мироздания, единства противоположных начал.

Тантра йоги

Тантра высшей йоги, доступная только для тех монахов, кто достиг очень высокой ступени духовного развития и способен постичь истинную природу вещей независимо от внешних проявлений, занимает исключительную позицию в отношении женщины.

Если в буддийских текстах традиции сутр женщины считаются неспособными достичь Просветления или вообще существами, препятствующими достижению Просветления, то в Ануттара-йога-тантре женщина — воплощение мудрости-праджни — ставится выше мужчины. Во многих текстах, принадлежащих к Ануттара-йога-тантре, например в тантре Ваджрайогини, главное божество имеет женский облик. «В тантрах высшей йоги, например в Гухъясамаджа-тантре, возможность для практикующей женщины достичь полного пробуждения за одну жизнь признается открыто и безоговорочно». Главенство женского начала выражается и в том, что многие божества (особенно бодхисаттвы) имеют женовидный облик.

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home