Ральф 124C 41 плюс (роман)

«Ральф 124C 41+» («Ralph 124C 41+») — роман Хьюго Гернсбека, один из классических примеров научно-популяризаторской фантастики.

Публикация романа началась в журнале «Modern Electrics» в апреле 1911 года и продолжалась в течение года до марта 1912 года (в 12 номерах журнала). В предисловии к первому фрагменту было сказано, что роман должен «рассказать читателю о будущем с точностью, совместимой с современным поразительным развитием науки».

Сюжет

Действие романа разворачивается в мире 2260 года. Главный герой — непревзойденный ученый и изобретатель Ральф 124C 41+. По замыслу автора, «124С 41» должно было читаться как «one-to-fore-see for-all» — «тот, кто предвидит для всех», а добавленный «+» означает, что человек относится к десяти самым выдающимся умам земной цивилизации. Роман построен как последовательное описание фантастических научных идей и технических устройств, которые использует или проектирует Ральф; романтическая линия используется только как необходимый сюжетный стержень. В результате неправильного соединения через «телефот» дальней беспроводной связи (сейчас сказали бы «видеофон») Ральф знакомится с девушкой Элис 212B 423, тут же спасает ее от опасности, затем знакомится с двумя претендентами на ее руку — землянином и марсианином. Марсианин похищает Элис и увозит ее на космическом корабле, однако Ральф его настигает. В перстрелке девушка случайно погибает, но Ральф доставляет ее в глубокой заморозке на Землю и реанимирует.


Значение романа

«Ральф 124C 41+» не относится к шедеврам изящной словесности — Гернсбек был во всех отношениях слабым писателем. Впрочем, он и не ставил перед собой художественных задач. Повесть должна была восприниматься читателем как свод патентных заявок на футуристические изобретения и открытия. Все предсказанные в повести изобретения и открытия, считал Гернсбек, будут равно или поздно непременно осуществлены.

Для сегодняшнего читателя многочисленные изобретения Ральфа 124С 41+ куда больше говорят об идеях и концепциях, преобладавших среди технической интеллигенции в начале XX века, чем о действительном последующем развитии науки. Кое-какие из этих концепций — например, идея мирового эфира как среды, в которой распространяются электромагнитные колебания, — устарели почти сразу после написания повести (и Гернсбек добросовестно указывал на это при переиздании «Ральфа»), некоторые были воплощены в жизнь практически буква в букву — например, искусственное освещение спортивных площадок.

Другой впечатляющий пример удачного предсказания - радар, которым Ральф 124С 41+ пользуется при преследовании космического корабля. Гернсбек не только в деталях описал в романе принципы его работы, но даже проиллюстрировал все это принципиальной схемой. Через несколько лет после изобретения в 1935 году Робертом Уотсоном-Уаттом устройства для слежения за самолетами и введения в обиход слова «радар», кто-то продемонстрировал роман Гернсбека Уотсону-Уатту. Тот был настолько впечатлен, что позже публично отдавал последнему приоритет этого изобретения.

«Просветительскую» функцию фантастической литературы Гернсбек декларировал и в дальнейшем, когда занялся активным изданием научной фантастики в созданных им специальных журналах — начиная с появившегося в 1926 году «Amazing Stories». Он воспринимал фантастическую в чисто утилитарном смысле — как возможность наглядно рассказать читателям о новых научных концепциях и их возможных практических воплощениях. Именно такой подход оставался доминирующим в научной фантастике на раннем этапе ее самоосознания — то есть, до 1930 года, когда у изданий Гернсбека появилась реальная альтернатива в виде журналов «сверхнаучной» фантастики (например, «Astounding Stories»).

Следует подчеркнуть, что идеи Гернсбека носили выраженный «внутрижанровый» характер — фантастическая литература, существовавшая вне рамок специализированных журналов (социальная фантастика, приключенческая фантастика и т. д.), продолжала развиваться, почти совершенно не испытывая влияния его концепции. Однако в советской фантастике, например, концепция, сходная с концепцией Гернсбека, практически навязывалась авторам вплоть до середины 1980-х годов.

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home