Ересь жидовствующих

Е́ресь жидо́вствующих — общее название для ряда еретических сект в православной России в разное время.

Секта Схарии

Учение жидо́вствующих — зародыш русского протестантизма возникло в Великом Новгороде во второй половине XV века. Название им дали их противники, а сами себя они считали истинными христианами.

Его приверженцы отрицали монашество и церковную иерархию, отвергали поклонение иконам, мощам и кресту. Строгие монотеисты, они не признавали божественную сущность Иисуса Христа, полагая его сыном человеческим, и пророком, подобным Моисею, однако учение Христа не отвергали.

По некоторым свидетельствам, не верили они и в загробную жизнь. Кроме того, жидовствующие не принимали вычисленную дату конца света, которого ждали в 7000 году от сотворения мира (1492 от Рождества Христова).

В расчетах лет «от сотворения мира» они опирались на текст еврейской Библии, а не на принятый на Руси счёт, восходивший к греческому переводу Библии (Септуагинте).

В Новгороде ересь распространилась с 1471, якобы от еврея Схарии, прибывшего из Киева, тогда входившего в состав Великого Княжества Литовского. В политическом отношении новгородские еретики ориентировались на Москву, стремившуюся тогда присоединить Новгород; подобно нестяжателям они требовали от церкви оказаться от владения земельным имуществом и крепостными, которые также пользовались тогда благосклонностью великого князя московского Ивана III. Вопрос о церковном имуществе обрел такую остроту во многом из-за того, что землевладельцы, страшась скорого конца света, передавали церкви свои владения, чтобы монахи молились за них «до скончания времен». Между тем, земля была основой власти великого князя, нисколько не стеснявшегося забирать её у монастырей.

После присоединения Новгорода в 1478 великий князь изъял в свою пользу более половины земельных владений богатейших новгородских монастырей. Одновременно Иван III приблизил к себе двух новгородских священников, Алексея и Дениса, которые в 1480 году получили места протопопов в Успенском и Архангельском соборах Москвы. Их проповедь привлекла к ереси многих москвичей, в том числе членов великокняжеской семьи, приближенных великого князя, в числе которых был дипломат и писатель дьяк Федор Курицын. Еретики подумывали уже о том, чтобы созвать собор о вере, а великий князь планировал конфискацию земельных владений у московских монастырей.

Пока дело касалось Новгорода, московские церковные иерархи не слишком благосклонно смотрели на усилия новгородского архиепископа Геннадия, разоблачавшего еретиков. Несмотря на противодействие Митрополита Московского Геронтия, Геннадию удалось заручиться поддержкой влиятельных епископов, и в 1488 созвать собор, на котором нераскаявшиеся новгородские еретики были осуждены. В дальнейшем противники жидовствующих и нестяжателей встретили серьезные трудности: митрополитом стал слабовольный Зосима, полностью следовавший политике великого князя и, по слухам, сам придерживавшийся еретических взглядов. На сторону противников нестяжателей перешел религиозный деятель и писатель Иосиф Волоцкий, написавший обличительную книгу «Просветитель». Именно он способствовал созданию пропагандистского, связавшего христианских инакомыслящих с «врагами божиими» евреями Во многом благодаря его стараниям власти вынуждены были назначить сыск, и новый собор в 1490 отлучил нестяжателей и жидовствующих от церкви и предал проклятию. Противники ереси, однако, были разочарованы слишком мягкими приговорами — никто даже не был казнен, а ведь требовали отступников «жечи и вешати».

После собора политическое влияние нестяжателей и «жидовствующих» не пошатнулось: Зосима по-прежнему оставался митрополитом, к тому же, так и не состоявшийся в 1492 конец света дал сильнейший аргумент в свою пользу. Только в 1495 удалось сместить Зосиму, а в 1499, посредством сложных дворцовых интриг, вызывать гнев великого князя на главных сторонников ереси при дворе. Одновременно Иосиф Волоцкий и его сторонники вели борьбу против нестяжателей, которых возглавлял Нил Сорский. Хотя позиция нестяжателей в вопросе о церковном имуществе импонировала великому князю, в его глазах они запятнали себя поддержкой опальных бояр. Этим обстоятельством блестяще воспользовался Иосиф Волоцкий.

Когда на соборе 1503 года великий князь поднял вопрос о церковных имуществах, Иосиф Волоцкий призвал его на старости лет свершить душеспасительное дело — розыск и наказание еретиков. Иван III поддался нажиму. В 1504 году был созван собор, специально посвященный искоренению ереси. Собор носил политический характер и направлены против царицы. Видные приверженцы ереси были преданы анафеме и казнены, вскоре после чего ересь прекратилась.

К сожалению, практически все сведения об учении еретиков восходят к сочинениям их противников. Главные источники:

  • послания новгородского архиепископа Геннадия об еретиках;
  • «Известие» митрополита Зосимы о соборе 1490 года;
  • «Просветитель» Иосифа Волоцкого — самый яркий и самый тенденциозный источник.

См. также

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home