Чувашская космогония

Чувашская космогония — объяснения в народных представлениях происхождения тĕнче (мира) в определенной последовательности: хаос -> огонь и вода -> вода и суша -> Земля и Небо -> Солнце, Луна, звезды -> время -> растения -> животные -> человек. Из первозданных вод возникли Земля и Космос. Разъединение огня и воды, Земли и Неба, по Чувашской космогонии, произошло без вмешательства богов. Создатели дуалистических феноменов: огонь — вода, Небо — Земля, день — ночь, свет — тьма и т. д. выступают в зооморфных и антропоморфных образах.

Турă (Бог) сотворил все доброе и хорошее, а Шуйттан — все плохое и отрицательное, вместе с тем между этими силами существовала договоренность. Выступающие в Чувашской космогонии противоборствующие начала — Добро и Зло — находят себе параллель в древнеиранской космогоничной мифологии. В мировом океане покоятся космические опоры — горизонтальная (земная твердь) и вертикальная (мифическая Первогора, или мировая гора (Ама ту), и мировое дерево (Ама йывăç)). Ама ту воспринимается как образ мира, его центр, где пересекаются все оси мира. На вершине горы находятся мировое дерево (Ама йывăç), соединяющее верхний, средний (земной) и нижний миры, и молочное озеро. Основу чувашской космогоничной мифологии составляет мифолегма о браке Неба и Земли, мужских и женских начал. Представление об отделении от Земли Неба, находившегося вначале рядом с ней, вследствие его осквернения, встречается в учении Зороастра.

По Чувашской космогонии, вся Вселенная состоит из семи этажей, из которых три располагаются поверх Земли, четвертый — земная поверхность, остальные три находятся под землёй. Небесный мир состоит из семи ярусов. Центральное место в Чувашской космогонии отведено верховному богу — Çӳлти Турă и его близким — Кепе, Пӳлĕхçĕ, Пихампару.

Чувашская космогония включает в себя мифические сюжеты о небесных светилах — Солнце, Луне, Млечном Пути. Нашло в ней отражение Мировое яйцо, из которого возникает Вселенная. Космогоничная функция Мирового яйца соотносится с важной ролью яиц в ритуалах.

В узорах чувашской вышивки содержатся более канонизированные космогоничные сюжеты. Узоры иллюстрируют представления о троичном делении мира, о семи сферах Вселенной и т. д. Чувашская космогония отражена в саламалике — речи старшего дружки на свадьбе, включающей такие атрибуты мироздания, как золотой дуб (мировое дерево), остров (первосуша) посреди озера или моря (первичный хаос), водоплавающая птица (демиург). Киреметище с постройками, со строением на четырёх столбах, деревом, ключом, склонами берега и т. д. изображает модель мира.

Литература

  • Трофимов А. А. Космогонические представления древних чувашей и отражение их в орнаменте вышивки // Чувашское искусство. — Ч., 1976. — № 70.
  • Егоров Н. И. Чувашская мифология // Культура чувашского края. — Ч., 1995.
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home