Извне (повесть)

«Извне» — небольшая фантастическая повесть советских писателей Аркадия и Бориса Стругацких.

Содержание

История создания

Рассказ «Извне» был опубликован в 1958 году в журнале «Техника — молодёжи». Впоследствии расширен авторами до жанра повести и в этом виде включен сборник научно-фантастических рассказов в 1960 году издательством Детгиз.

Сюжет

Повесть состоит из трех новелл:

  • «Человек в сетчатой майке. Рассказ офицера штаба Н-ской части майора Кузнецова»,
  • «Пришельцы. Рассказ участника археологической группы "Апида" К. Н. Сергеева»,
  • «На борту "Летучего Голландца". Рассказ бывшего начальника археологической группы "Апида" Б. Я. Лозовского».

Новеллы представляют собой отчеты трёх лиц, ставших свидетелями и участниками посещения Земли космическими пришельцами. Порядок новелл обусловлен постепенным «приближением к разгадке».

Первый рассказ «Человек в сетчатой майке» ведётся от лица офицера, вместе с сослуживцами нашедшего в горах Средней Азии измождённого человека при обстоятельствах, необъяснимых и необъяснённых в рамках новеллы.

Второй рассказ «Пришельцы» — отчёт участника археологической экспедиции, ставшего свидетелем действий Пришельцев («пауков») в районе действия экспедиции. В нём становится понятна подоплёка первой новеллы и приводятся страницы из дневника автора и героя третьей части повести, который, как выясняется, решается проникнуть в корабль Пришельцев.

В заключительной новелле «На борту "Летучего Голландца"» автор повествования рассказывает о своём пребывании в корабле Пришельцев. Выясняется, что корабль — полностью автоматизированный агрегат, автономно путешествующий в космосе с целью исследования и сбора на посещаемых планетах образцов фауны и флоры, разнообразные причудливые формы которых обнаруживает герой. Разумных «Хозяев» на корабле нет, а функции комплектования коллекций осуществляют кибернетические устройства, запрограммированые игнорировать прямоходящие существа, очевидно, чтобы не захватить ошибочно разумных представителей исследуемых планет. Герой выходит на односторонний удалённый контакт с Хозяевами, которые, не имея непосредственного доступа к ситуации, дают команду вернуть «двуногое разумное существо» на его родную планету. Новелла заканчивается «Выдержками из протокола заключительного заседания Сталинабадской комиссии» по расследованию инцидента.

Литературные и художественные особенности

Принцип формирования произведния из частей, описывающих события с точки зрения разных героев с присущими стилистическими особенностями, будет применяться Стругацкими в том или ином виде достаточно часто. См., например, «Пикник на обочине», «Улитка на склоне» и др.

В описании «зверинца» на космическом корабле авторы впервые продемонстрировали изощренную фантазию в придумывании морфологии существ иных планет, фантазию, которая поможет им в заселении Леса «Улитки…» и замусоривании обочины «Пикника…».

Эпизод со статуэткой трёхпалого человечка предвещает чуткость авторов к необычной детали — важный элемент художественного стиля зрелых Стругацких.

Первые две части во многом основаны на личных впечатлениях авторов: «Человек в сетчатой майке» — армейский опыт Аркадия Стругацкого, «Пришельцы» — участие Бориса Стругацкого в пулковской астрономической экспедиции.

Проблематика

В повести выделяются две проблемы:

  • проблема контакта,
  • кибернетизация.

Характерна оптимистическая позиция авторов. Так, они уверены в полном взаимопонимании цивилизаций и априорной благожелательности любого разума — положения, истинность которых станет для Стругацких далеко неочевидной и подвергнется внимательному исследованию в других произведениях. Читатель вправе засомневаться также и в «кибернетическом оптимизме» повести — обнаружив на её страницах мумифицированное тело представителя иной цивилизации, также случайно оказавшегося на корабле и погибшего от истощения. Остаётся неясным, осознавали ли авторы эту деталь как намёк на латентное неблагополучие кибернетического будущего.

Критика

Критика практически не имела претензий к повести, за исключением, быть может, только критикессы В. Шитовой («Юность», 1961, № 8), неприятно поражённой населением «зверинца» и обвинившей авторов в извращённой фантазии.

Прочее

Интересна параллель между сбором представителей фауны и флоры в «Извне» кибернетическими пришельцами из космоса и «кражей» участка биосферы в поздней фантастической сказке С. Ярославцева (псевдоним А. Стругацкого) «Экспедиция в преисподнюю» «космическими пиратами».

Ссылки

Аркадий и Борис Стругацкие на сайте Русская Фантастика;

«Извне» в библиотеке Максима Мошкова.

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home