Хайнлайн, Роберт Энсон

Роберт Энсон Хайнлайн (англ. Robert Anson Heinlein, 7 июля 1907, Батлер, штат Миссури8 мая 1988) — один из крупнейших писателей-фантастов XX века, во многом определивший лицо современной научной фантастики.

Обладатель престижных премий за выдающиеся достижения в области литературы, таких как «Хьюго» и «Небьюла». В течение многих лет Хайнлайн, Айзек Азимов и Артур Кларк были известны как «Большая Троица» научной фантастики.

Основными темами работ Хайнлайна были отношения человека и общества. В его романах постоянно встречаются размышления на такие темы, как индивидуализм, либертарианизм, солипсизм, религия, различия между физической и эмоциональной любовью, а также фантазии на темы нестандартных брачных отношений. Его убеждения, расходящиеся с общепринятыми, привели к диаметрально противоположному отношению критиков и читателей к его работам. За произведение «Звёздный десант» на автора сыпались обвинения в фашизме. А роман «Чужак в чужой стране» напротив, стал «библией» движения хиппи, воспринявших его, как пропаганду сексуальной революции и контркультуры.

Влияние Хайнлайна распространилось даже на английский язык, в который вошли некоторые придуманные им слова. Например, слово «грок» из романа «Чужак в чужой стране», означающее понимание чего-либо и принятие этого на самом глубоком уровне сознания.

Содержание

Биография

Хайнлайн стал шестым ребёнком в семье Рекса Айвора Хайнлайна и Бем Лиль Хайнлайн.

Вскоре после рождения Роберта его семья переехала в Канзас-Сити, штат Миссури. Самое большое влияние на маленького Хайнлайна оказал его дед по матери — врач-терапевт Альва Э. Лиль. Он же привил внуку и любовь к чтению, уважение к точным наукам, а также те высокие человеческие качества, которые впоследствии Хайнлайн передал многим своим героям: энергичность, мужество, способность к полной самоотдаче, чувство долга, целеустремлённость и здравый смысл.

Хайнлайн закончил Гринвудскую школу и поступил в университет Миссури, а затем блестяще сдал вступительные экзамены в Военно-морскую академию США в Аннаполисе. Помимо того, что Хайнлайн был образцовым кадетом, он также являлся чемпионом академии по фехтованию, борьбе и стрельбе. Однако военная карьера Роберта Энсона не удалась: пять лет прослужил он на эсминцах, а затем на авианосце «Лексингтон» — в качестве офицера-артиллериста, но вскоре вынужден был уйти в отставку по состоянию здоровья. У него обнаружили туберкулёз.

Подлечившись, Хайнлайн изучал физику в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, работал на серебряных рудниках, являлся агентом по продаже недвижимости, а после неудачи на выборах в Законодательное собрание Калифорнии обратился к литературе.

Первый его рассказ «Life-Line» («Линия жизни») был опубликован в августовском номере журнала «Поразительная научная фантастика» за 1939 год, который выпускал Джон У. Кемпбелл. В 1941 Хайнлайн был приглашен на Всемирный конвент научной фантастики (Уорлдкон-41), проходивший в Денвере, в качестве почётного гостя (также Хайнлайн был почётным гостем Уорлдконов 1961 и 1976 годов).

Хайнлайн считал своим звёздным часом 20 июля 1969 года, когда его пригласили комментировать первую в истории человечества высадку на Луне. О популярности Хайнлана говорят следующие факты: Роберт Энсон стал первым профессиональным писателем-фантастом; к моменту его смерти из пятидесяти четырёх его книг сорок четыре находились на разных стадиях очередного переиздания.

После отставки Хайнлайн несколько недель провёл в аспирантуре Кали-форнийского университета в Лос-Анджелесе (математика и физика); но оста-вил её, то ли по причине нездоровья, то ли из-за увлечения политикой. Он сменил множество специальностей, включая должность риэлтора недвижи-мого имущества и служащего серебряных копей. Позднее он вступил в дви-жение Э. Синклера «НЕТ – бедности в Калифорнии!», популярной в начале 1930-х гг. в Калифорнии. Когда же Синклер баллотировался губернатором от Демократической партии, Хайнлайн активно участвовал в этой провальной кампании. В 1938 г. он сам баллотировался в Законодательное собрание Ка-лифорнии, но вновь неудачно. Позднее Хайнлайн стыдился своих социалистических идеалов, хотя ка-сался этой темы в беллетристике. В 1954 г. он писал: «Множество американ-цев… заявляют, что МакКарти создал террористический режим. Вы этим ис-пуганы? Я – нет, и я имею большие политические права, которые не зависят от воли сенатора МакКарти». Во время войны Хайнлайн желал вступить во флот, но был комиссован и оказался вместе с А. Азимовым, А. Кларком и Л. Спрэг де Кампом в Научно-исследовательской лаборатории ВВС в Аннаполисе. В 1947 г. Хайнлайн во второй раз развёлся и в следующем году женился на Вирджинии (Джинни) Герстенфельд, в браке с которой прожил оставшие-ся 40 лет своей жизни. Джинни, несомненно, послужила прототипом много-численных отчаянно независимых интеллектуалок, наполнявших страницы его романов. В 1953-54 гг. чета Хайнлайнов предприняла первое своё кругосветное путешествие, впечатление от которого косвенно повлияло на его романы-путешествия (наподобие «Марсианки Подкейн»), совершавшиеся, однако, на космических кораблях. Азимов полагал, что женитьба на Джинни означала и смену политиче-ских приоритетов Хайнлайна. Вместе они основали «Лигу Патрика Генри» (1958) и в 1964 г. активно участвовали в предвыборной кампании Барри Гол-дуотера. (В архиве Хайнлайна сохранились и две большие апологии МакКар-ти). Однако не следует считать Хайнлайна ортодоксом-консерватором: в этот период он впервые открыто пытается совместить своё либертинство с тради-ционным правом. Хайнлайн стал последовательным борцом с предрассудка-ми и потому крайне негативно относился к любым попыткам классифициро-вать его идеологию (включая и либертинство). Влияние Вирджинии Хайнлайн отчётливо прослеживается в научных и литературных делах её мужа. Она стала первым читателем всех рукописей Хайнлайна, и, кстати, была лучшим инженером, чем сам Р.Э. (Они познако-мились в Научно-исследовательской лаборатории ВВС в 1942 г.). Важнейшим общественным деянием Хайнлайна всё-таки являются его романы для юношества. Он писал их с научной точки зрения, при этом пре-восходно зная мир взрослых. Его романы были актуальны, пока в 1959 г. ро-ман «Звёздная пехота» не был отклонён редакцией Скрибнера как «слишком спорный». Тогда Хайнлайн смог отказаться от амплуа «писателя для тинэй-джеров» и смог идти своим собственным путём. Начиная с 1961 г. он публи-кует книги, радикально расширившие границы НФ-жанра, начиная с самого известного его романа – «Чужака в земле чужой» (1961) и далее – «Луна жё-стко стелет» (1966), который считается вершиной его творчества. Признани-ем его заслуг является приглашение телевидения комментировать в прямом эфире высадку на Луну в 1969 г. Напряжённая работа привела Хайнлайна в 1970 г. на грань смерти. Деся-тилетие 1970-х началось для него с перитонита, крайне опасного для жизни, излечение потребовало более двух лет. Как только он почувствовал себя на-столько хорошо, что мог работать, в 1973 г. Хайнлайн создаёт роман «Доста-точно времени для любви, или Жизни Лазаруса Лонга», в котором появились множество сюжетов, разрабатываемых им в позднем творчестве. В середине 70-х он получил заказ на две статьи в «Ежегодник Британской энциклопе-дии» и вместе с Джинни исколесил страну для организации сбора донорской крови и стал почётным гостем на Третьем мировом конгрессе НФ в Канзас-Сити (1976). Отпуск на Таити в 1978 г. окончился тяжелым приступом ишемической болезни сердца, что опять привело его на грань жизни и смерти, на которой он балансировал несколько месяцев. Он перенёс одну из первых операций коронарного шунтирования. В том же году он был приглашён выступить пе-ред Объединённым комитетом Сената и Палаты Представителей. Его речь свидетельствовала о вере, что доходы от развития космических технологий окажут существенную помощь больным и пожилым людям. Операции позволили Хайнлайну вновь начать работать в 1980 г., так что он успел опубликовать ещё пять романов. Он умер во сне от последствий эмфиземы 8 мая 1988 г., во время начальной стадии работы над романом «Мир как миф». Несколько его работ, включая интервью, переписка и ранние литературные опыты были изданы посмертно. Ранее творчество: 1939 – 1960 гг. Первый роман, написанный Хайн-лайном, назывался «Для нас, живущих, или Осмеяние нравов» (1939), хотя был опубликован только в 2003 г. стараниями Р. Джеймса. Этот роман был крайне неудачен в литературном отношении, ибо являлся только беллетризи-рованным изложением социальной доктрины Хайнлайна. Роман интересен радикальными идеями, включая проповедь свободной любви, которые Хайн-лайн сможет овеществить литературно только в 1980-е гг. (Кажется, что в браке с Леслин Хайнлайн пытался осуществить некоторые из своих идей, кроме того, он был нудистом, так что тема сексуальных табу часто появляет-ся в его книгах ещё 50-х гг. В разгар Холодной войны он построил бомбо-убежище в подвале, как оно описано в романе «Свободное владение Фарнхэ-ма».) Потерпев неудачу с романом, Хайнлайн в 1939 г. начал продавать в ре-дакции журналов свои первые рассказы, составившие позднее цикл «История будущего». В журнале Дж.В. Кэмбелла-младшего Astounding Science-fiction в мае 1941 г. была опубликована схема политических, культурных и техноло-гических перемен ХХ века и далее. Однако в дальнейшем Хайнлайн написал много рассказов и романов, отклонявшихся от его ранней схемы, но обра-зующих самостоятельные циклы. Реальность ХХ века опровергла его «Исто-рию будущего». Несоответствия Хайнлайн сумел преодолеть в 80-е гг., введя концепцию «Мира как мифа». Первый роман Хайнлайна был опубликован отдельным изданием только в 1947 г., это был «Ракетный корабль «Галилей». Первоначально редакция отвергла этот роман, ибо полёт на Луну считался совершенно неактуальным. (Хайнлайну не везло с издателями: в «Марсианке Подкейн» пришлось заново писать финал, а «Чужак в земле чужой» был сначала издан в сильно сокра-щённом виде.) Только в конце войны Хайнлайн нашёл издателя – Скрибнера, который и стал каждое Рождество выпускать по роману для юношества, на-писанные Хайнлайном. Восемь книг в этой серии были снабжены чёрно-белыми иллюстрациями Клиффорда Гери. Самыми популярными романами из этого цикла стали: «Имею скафандр – готов путешествовать» и «Астро-навт Джонс». В конце 50-х гг. стал очевиден конфликт взглядов и образа жизни Хайнлайна (сам он никогда не афишировал своего поведения, и спе-циально построил забор вокруг своего дома, чтобы туда не залезали хиппи – фанаты «Чужака»!) с его амплуа – писателя для тинэйджеров. Ранние романы Хайнлайна интересны и детям и взрослым. Многие про-блемы, описанные там – это возвращение к собственным воспоминаниям ав-тора о его юности в военно-морской академии. Его главный герой этого пе-риода – обычно очень неординарные интеллектуальные подростки, проби-вающиеся наверх в обществе взрослых. По форме эти романы просты – это рассказ о приключениях, конфликтах с учителями и родителями и т.д. Одна-ко Хайнлайн полагал, что юные читатели гораздо более искушены, чем это обычно считается. Многие его «юношеские» романы имели поэтому огром-ный успех. Так, в «Красной планете» (1948), где речь идёт о революции, в ко-торую вовлечены учащиеся интерната на Марсе, редактор потребовал внести изменения. Его смутило, что подростки ловко обращаются с оружием и кро-ме того, слишком экзотично выглядел механизм размножения марсиан (у ко-торых было три пола, совпадающих со стадиями развития). Хайнлайн превосходно знал о цензурных ограничениях, и поэтому его романы часто консервативны по форме, что позволяло ему проводить идеи, невозможные в тинэйджеровской фантастике других авторов тех же лет. Многие современные любители НФ уже не помнят, что Хайнлайн стал автором множества клише, без которой немыслим фантастический жанр, но революционные в своё время. Например, роман «Кукловоды» (1942, напеча-тан 1951) породил идею пришельцев-паразитов, внедряющихся в тела людей. Последним романом для юношества, и одновременно самым дискусси-онным произведением Хайнлайна стал роман «Звёздная пехота» (1959). Этот роман был навеян односторонним решением администрации США прекра-тить ядерные испытания. Главной идеей этой книги стало то, что не должно быть никакой «воинской повинности», зато демократические права, особенно избирательное право – должны принадлежать только тем, кто заслужил его военной службой. Зрелое творчество, 1961 – 1973. В этот период Хайнлайн написал свои самые знаменитые романы. Всё начиналось с «Чужака в земле чужой» (1961). Его работы исследуют в этот период все темы, от либертинства и индивидуа-лизма, до свободной любви. Это составляет до некоторой степени шокирую-щий контраст с тематикой его ранних романов, однако сам Хайнлайн заявлял позднее, что его читатели 1950-х гг. ещё не были готовы воспринимать его важнейшие темы. Роман «Чужак в чужой стране» писался более 10 лет и был закончен да-же ранее «Звёздной пехоты», но автор намеренно не отдавал его в редакции. Этот роман является логическим продолжением неопубликованного литера-турного дебюта Р.Э. с его темами свободной любви и радикального индиви-дуализма. (Позднее злопыхатели распространяли слухи, что «Чужак» вдох-новил секту убийц Ч. Мэнсона. Действительно, некоторые его последователи читали этот роман, да и название его секты – «Церковь всех миров» заставля-ет задуматься. Однако практики, описанные Хайнлайном, не имели к дея-тельности Мэнсона никакого отношения.) По мнению критиков и публики лучшим романом Хайнлайна является «Луна жёстко стелет» (1966, в другом переводе «Луна – суровая хозяйка»). Там описана война за независимость лунных колоний с изложением анархи-ческой доктрины об опасности любого правительства – включая республи-канского, для индивидуальной свободы. В этот период Хайнлайн обращается также к фэнтези. Он написал не-сколько рассказов в этом жанре ещё в 40-е гг., но его единственным «чис-тым» фэнтези был роман «Дорога доблести» (1963). Последний его роман этого периода – «Не убоюсь я зла» (1970, рус. пер. «Пройдя долиной смертной тени») – окрашен заметными сатирическими мо-тивами и даже элементами антиутопии. Критики сочли, что этот роман стал Хайнлайновой филиппикой против позитивизма, но все были солидарны, что это – крупнейшая неудача автора как литератора. (С этим можно согласиться. Но нетрудно также заметить, что автор твёрдо был уверен, что это – послед-ний его роман; он умирал в это время от перитонита.) Логически к этому ро-ману примыкает рыхлый литературно и сюжетно роман 1973 г. «Достаточно времени для любви». Можно также считать, что это своего рода «Хрестома-тия Хайнлайна». Позднее творчество, 1980 – 1987. Нелады со здоровьем преследовали Хайнлайна семь лет. Новый этап начался с публикации в 1980 г. романа «Число Зверя», и ещё четырёх романов, включая «Уплыть за закат» 1987 г. Все эти книги явно связаны между собою, включая особенности персонажей, а также временем и местом действия. Эта пенталогия стала изложением фи-лософии и верований Хайнлайна. Читать эти книги нелегко: здесь много фи-лософских моно- и диалогов, множество рассуждений о правительстве, сек-суальной жизни и религии. Романы эти нашли своего читателя, но спорят о них по-прежнему много. Многие критики отзывались об этих романах крайне отрицательно. Ни один из них не был удостоен премии «Хьюго». Сюжеты поздних романов не являются однотипными. «Число Зверя» и «Кот, проходящий сквозь стены» начинаются как легкомысленные приклю-ченческие истории, плавно переходящие в поток авторской философии в фи-нале. Критики до сих пор спорят, является ли литературная «небрежность» признаком усталости мастера, его невнимания к форме рассказа, или же это – сознательное желание порвать со стереотипами жанра и расширить границы научной фантастики. По стилю «Число Зверя» можно причислить к своеоб-разной разновидности «магического реализма». Во всяком случае, позднее творчество Хайнлайна отчётливо демонстрирует преемственность с экспери-ментами времён «Чужака». Критики полагают, что поздние романы Хайн-лайна являются своеобразными ответвлениями «Истории будущего» и объе-диняются под общим заглавием «Мир – как миф» (от лозунга пантеистиче-ского солипсизма – экзотической доктрины, предложенной одной из героинь «Числа Зверя»). Важнейшим признаком преемственности с «Чужаком» этих пяти рома-нов является авторский самореферентизм (от «референт»: то, с чем соотно-сится тот или иной символ, знак или объект). Главный герой «Кота» – вете-ран-инвалид, нашедший свою любовь в женщине с сильным характером (в которой, как всегда, угадывается Джинни). Однако воспринимать эти книги человеку, не знакомому с ранним Хайнлайном – почти невозможно. В то же время сюжет очень дробен, масса персонажей, хотя диалоги по-прежнему ис-кромётны. Но вся идеология этих книг обращена к американцу, обитателю Среднего Запада, начавшему жизненный путь сразу после Депрессии. Самой загадочной книгой этого периода является роман 1984 г. «Иов, или Осмеяние справедливости», являющийся убийственной сатирой против фундаменталистского христианства. Посмертные публикации. Вирджиния Хайнлайн (ушедшая из жизни в 2003) в 1989 г. издала сборник «Ворчание из могилы», являющийся собрани-ем переписки Хайнлайна с его издателями – очень поучительный памятник. О первом романе Хайнлайна уже говорилось. Стараниями Джинни были изданы и публицистические книги Хайнлай-на: «Бродяга», описание их кругосветки начала 50-х, а также книгу 1946 г. «Забирайте своё правительство!», практическое руководство для организации общественных движений. В сборнике «Реквием: дань памяти Мастера» (2005) увидели свет некоторые ранние рассказы, которыми Хайнлайн был недоволен и не публиковал при жизни. ИДЕОЛОГИЯ Политические взгляды. Политические взгляды Хайнлайна, кажется, сильно колебались в течение его жизни. В ранних вещах, включая его не-опубликованный роман «Для нас, живущих», кажется, что социальная док-трина Ф.Д. Рузвельта попросту перенесена в космос XXI века. «Чужак» стал чуть ли не Писанием для хиппи; однако «Дорога доблести» может быть ис-толкована как антивоенный памфлет, в то время как некоторые особо рети-вые критики провозгласили «Звёздную пехоту» апологией фашизма. Роман «Уплыть за закат» был издан при Р. Рейгане только издательством, которое специализировалось на пропаганде крайне правых взглядов… Внимательный читатель, однако, обнаружит во всех этих вещах некото-рые общие «красные нити», которые всегда неизменны. В первую очередь, это либертинство, апологией которого является «Луна жёстко стелет». Впро-чем, антиавторитаризм Хайнлайна отчётливо виден и в его «юношеской фан-тастике», вспомним хотя бы героев «Ракетного корабля «Галилей», отпра-вившихся на Луну вопреки постановлению суда! (В первом издании этот эпизод был удалён цензурой, нет его и в русском переводе.) Подобный же мотив преодоления судебного запрета имеется в раннем рассказе «Реквием» (1942). Описание же диктатуры Главлуны в «Луне…» может привести к ин-терпретации этой книги как притчи о порочности власти вообще, а не только власти авторитарной. Специфическими были взгляды Хайнлайна на христианство, столь акту-альные в США. В частности, он был против любого сращения власти и рели-гии, что и привело к написанию «Иова», где он любую организованную рели-гию буквально пригвоздил к позорному столбу. Много об этом написано и в «Чужаке». «История будущего» содержит период «затмения», в который фундаменталисты устанавливают протестантскую диктатуру в США. Положительная оценка Хайнлайном военных, особенно в романах для тинэйджеров, тесно связана с его индивидуализмом. Его идеальные военные (особенно в романах «Между планетами», «Луна…», «Красная планета» и, разумеется «Звёздная пехота») – это всегда отдельно взятые добровольцы, иногда – повстанцы. Поэтому и правительство для Хайнлайна – это продол-жении армии, которая должна защищать свободное общество (такая идея со-держится даже в романе «Достаточно времени для любви»). Ранний Хайнлайн склонялся к социализму, но на всю жизнь остался убеждённым антикоммунистом (что странно переходило у него в русофо-бию). Впрочем, в 30-е годы ХХ в. в этом не было противоречий (ср. с пози-цией Сталина относительно социал-демократии). В 1960 г. Хайнлайны посе-тили СССР, что отразилось в серии чрезвычайно некорректных эссе, наподо-бие «Pravda – значит «Правда» и «Интурист» изнутри». Впрочем, они инте-ресны и для нашего современного читателя, ибо являются своеобразной «ин-струкцией по выживанию» американского туриста в Стране Советов. Хайнлайн был убеждённым мальтузианцем, ибо считал, что давление населения на окружающую среду диктует поведение социума. Особенно ярко это проявилось в романах «Красная планета» и «Небесный фермер» (1950). Здесь интересен эпизод в «Жизнях Лазаруса Лонга» (1973), описывающий столкновения фермеров с банком, где Хайнлайн очень выпукло изобразил трагический процесс превращения пионерского общества в цивилизованное. Хайнлайн явно отдаёт предпочтение эволюционному пути развития общест-ва, хотя многие его романы являются хрониками революций (на Марсе, Ве-нере и Луне). Ярким примером его идеологии является «Луна…», где сверг-шие авторитарный режим колонисты становятся жертвами общего пути раз-вития человечества, всё более и более ущемляющего личность. (Продолже-ние этой истории будет дано в одном из эпизодов «Кота…», где лунное анар-хическое общество превратится в полицейскую диктатуру). Расизм. Хайнлайн вырос в обществе с расовой сегрегацией, а как писа-тель прославился в период борьбы «цветных» за свои гражданские права. Впервые (скрытые) выпады против расизма появляются в романе 1946 г. «Космический кадет». Открыто этой темы (именно на американском мате-риале) Хайнлайн коснулся в «Луне…», описывающей поездку главного героя в Северо-Американский директорат (США 2075 г.). Самым провокационным в этом смысле стал роман 1964 г. «Свободное владение Фарнхэма», белые герои которого оказались заброшенными на три тысячи лет в будущее, где существует кастовое рабовладельческое общество, где рабами являются сплошь белые, а чёрные (и мусульмане при этом…) – господствующей кастой. Перед войной, в 1941 г. Хайнлайн пишет роман «Шестая колонна», где американское сопротивление борется с фашистами жёлтой расы, уже захва-тившими к тому времени весь Евразийский материк (включая Россию и Ин-дию). Вообще, многие критики пытались уличить Хайнлайна в пропаганде «жёлтой угрозы», что можно усмотреть в некоторых эпизодах «Туннеля в небе» (1955) и «Небесного фермера». Впрочем, в той же «Шестой колонне» ревностно служит США американец японского происхождения, и мечтает о будущей диктатуре учёных белый профессор… Гораздо интереснее взаимоотношения людей и нелюдей в романах Хайнлайна. Так, в романе «Звёздная пехота», написанном в противовес пер-вой попытке «разрядки», безличные «жуки» («баги») символизируют весь мировой коммунизм с его обезличенностью и иерархией. Видимо, паразиты-титанцы с их общим разумом в «Кукловодах» являются метафорой того же ряда. В то же время, для Хайнлайна характерны и рудименты восприятия не-бесных существ как чего-то богоподобного (особенно в «Детях Мафусаила», 1941, опубликован в 1958). Так, марсиане и венерианцы в 40-е – 50-е гг. изо-бражаются Хайнлайном как древние и мудрые расы, замкнутые на себя и не вмешивающиеся в дела людей. Индивидуализм. Многие романы Хайнлайна – истории революции, на-правленной против политического притеснения. Яркими примерами являют-ся следующие: • Обитатели лунных колоний, населённых каторжниками, при по-мощи обретшего разум компьютера начинают войну сначала про-тив Главлуны (Лунной Администрации), а потом и против Земли в целом; • Мятежи колонистов Венеры («Между планетами», 1952) и Марса («Между планетами», «Красная планета», «Марсианка Подкейн») против земных угнетателей. • Свержение религиозной диктатуры в США (повесть «Если это бу-дет продолжаться…», 1941); • Военные захватывают власть во всём мире, после краха т.н. «де-мократических» правительств («Звёздная пехота»). Однако Хайнлайн далёк от манихейства, поэтому изображает угнетате-лей и угнетённых иногда даже двусмысленно. В «Свободном владении Фарнхэма» сын главного героя сначала пытается отделиться (пока герои ве-дут жизнь Робинзонов), но затем идёт на кастрацию ради собственного места в жизни… В романах «Дорога доблести» и «Звёздный зверь» бюрократ – «серый кардинал» обладает действительной властью в государстве, а не представительная фигура, вдобавок, не обладающая интеллектом… Самым большим парадоксом романа «Луна жёстко стелет» является то, что либертинская утопия существует на ней под диктатом Главлуны, и толь-ко экономическая необходимость вынуждает с ней покончить ради зла рес-публиканизма… В дальнейшем Хайнлайн смещает фокус своего внимания на притесне-ние личности обществом, а не правительством. Для Хайнлайна неотделимы понятия индивидуализма и высокого интел-лекта и компетентности. Это очень ярко и прямо проповедуется в романах для юношества, а в «Жизнях Лазаруса Лонга» сборник афоризмов оканчива-ется коронным: «Специализация – для насекомых». Сексуальная эмансипация. Для Хайнлайна личная свобода означала и свободу сексуальную, поэтому тема свободной любви появляется у него в 1939 г. и не исчезает до самой смерти. В первом его романе на эту тему – «Там, за гранью» (1942, опубл. 1948) герой ниспровергает традиционное американское мужское поведение, ибо сначала показывает другу архаичный «кольт», и рассуждает о его преимуществах перед бластером, но затем разго-вор переходит на достоинства мужских лаков для ногтей… Рассказ «Все вы зомби…» (1959) поднимает тему изменения пола, так что главный герой в результате использования машины времени разом ста-новится собственным отцом, матерью и сыном… Главной темой романа «Чужак в земле чужой» является – сексуальная свобода и устранение ревности. Главная героиня романа – Джилл, является возлюбленной обоих героев – доктора Джубала Харшоу и марсианина Май-ка. При этом Джилл лишь постепенно преодолевает свои пуританские ком-плексы. Впрочем, к гомосексуализму Хайнлайн относился, скорее, отрица-тельно, хотя современные борцы с гомофобией навряд ли обнаружили повод для нападок… (В «Луне» обосновывается необходимость гомосексуализма в чисто мужском обществе, например, тюремном. Женский гомосексуализм описан в «Не убоюсь я зла» даже с некоторым восхищением…) В поздних романах Хайнлайн обращается исследованию детской сексу-альности и инцеста (начиная с «Жизней Лазаруса Лонга»). Думается, что это было связано с расцветом сексуальной революции в США, а также постоян-ной борьбой Хайнлайна со своим методистским воспитанием. Некоторые критики обращали внимание на то, что в описаниях столь деликатных тем Хайнлайн подчёркивал роль опытного (старшего) наставника, который столь просвещён, что может помочь партнёру избежать этических и эмоциональ-ных ловушек. (Есть примеры другого рода. Так, Лазарус Лонг удерживает своих детей от кровосмешения, приводя генетические аргументы; а в романе «Уплыть за закат» героиня, не удержавшая своих детей от кровосмешения, никогда с ними больше не общается.) Интересно, что все женские персонажи Хайнлайна обладают явно ра-циональным умом и характером. Они неизменно компетентны, умны, интел-лектуальны, храбры, и всегда контролируют жизненные обстоятельства, на-сколько это вообще возможно (таковы Энн, Мириам и Доркас из «Чужа-ка…», Вайоминг Нотт «Луны», Хильда из «Числа Зверя» и проч.). Немногие его персонажи-женщины, кто проявил слабость (Юдифь из «Если это будет продолжаться…») едва ли не презираются, в т.ч. и другими женщинами. Впрочем, не следует считать Хайнлайна апологетом феминизма. Так в «Звёздном двойнике» (1954) секретарша Пенни (вполне умная и рассуди-тельная) – позволяет эмоциям вмешиваться в её должность и выходит замуж на своего босса – преуспевающего политика, осуществляя легенду о Золушке в американской версии 1950-х гг. Примеры можно и умножить… Философские взгляды. Важным источником является для нас здесь ро-ман «Уплыть за закат», где главная героиня – Морин Джонсон задаётся та-ким вопросом: «Целью метафизики является задавать такие вопросы: Для че-го мы здесь? Куда мы попадаем после смерти? И – Почему эти вопросы не-разрешимы?» Вопросы – вот основа метафизики Хайнлайна, но они должны быть неразрешимы, ибо ответ на вопросы мироздания сталкивает нас в рели-гию. Для Морин же важна красота самого вопроса, а не ответа на него. По-скольку в таком контексте дедуктивное умозаключение неизбежно является тавтологическим, а индуктивное рассуждение всегда вторично, то единст-венным способом решения метафизических вопросов остаётся – прямой опыт проживания конкретной жизни. Лазарус Лонг (её сын) в романе 1973 г. спра-ведливо заявляет, что для того, чтобы ответить на вопрос «что есть Вселен-ная?» необходимо выйти за её пределы… В 30-е и 40-е гг. Хайнлайн глубоко интересовался учением об общей се-мантике графа А. Кожибского и посещал его семинары. Его герои пользуют-ся взглядами Кожибского вплоть до конца 80-х гг. Вообще семантика много дала Хайнлайну. Многие его произведения в жанре «чистой НФ» основаны на гипотезе Сэпира-Уорфа (напр. «Бездна», «Если это будет продолжать-ся…» и «Чужак…»). Впрочем, Хайнлайн оригинально трактует гипотезу о непереводимости естественных языков: он полагает, что при использовании правильно организованного языка, можно изменить сознание необходимым образом, и даже стать Суперменом или ницшеанским Ubermencsh. Тогда же Хайнлайн заинтересовался учением мистика Петра Демьянови-ча Успенского, что определило в том числе и его принципиальный культур-ный релятивизм, но фрейдизм не был в фаворе у писателя. Релятивизм в его время был единственной альтернативой расизму, который Хайнлайна реши-тельно не устраивал. Наследие Хайнлайна. Как сказано выше, наряду с А. Азимовым и А. Кларком, Хайнлайн оценивается как один из трёх Великих Мастеров фанта-стики. Все три имени возникают на литературном небосклоне в т.н. Золотой век НФ, обычно связанный с именем Дж.В. Кэмпбелла. Именно Кэмпбелл в 1950-е гг. освоил рынок дешёвых книг на газетной бумаге в бумажной об-ложке (покетбук), так что труды «его» авторов стали широко распростра-няться. Именно благодаря Кэмпбеллу социальная фантастика сменила попу-лярную в 30-е гг. «космическую оперу», что и привело к появлению нового жанра, а именно «фантастики жёсткого действия» (Hard science fiction). Известность Хайнлайна началась очень рано. Уже в 1953 г. при опросе ведущих НФ-авторов того времени, он указывался как наиболее влиятельный современный автор. В 1974 г. его удостоили Damon Knight Memorial Grand Master Award за «прижизненный успех». Всего за 48 лет писательской карьеры Хайнлайн создал 32 романа, 59 рассказов и 16 сборников иных произведений. По мотивам его сочинений снято 4 кинофильма, 2 телесериала, несколько радиопостановок и проч.

Премии

  • Prometheus Award 1983, 1987, 1996, 1997
  • Хьюго
    • 1956 (Double Star)
    • 1960 (Starship Troopers (Звездный десант))
    • 1962 (Stranger in a Strange Land (Чужак в чужой стране))
    • 1967 (The Moon Is a Harsh Mistress (Луна-суровая хозяйка))
  • Locus Poll Award 1974, 1977, 1985, 1987, 1988, 1990
  • В 1974 и 1977 читатели журнала «Локус» признали Хайнлайна «лучшим автором всех времен»
  • Nebula Grandmaster Award 1974.

Библиография

См. также библиографию в английской Википедии.

1939

Рассказы:

  • Life-Line [1949 — вариант с откорректированными датами] (Нить жизни, Линия жизни);
  • Misfit [1953 — исправленный вариант] (Неудачник);

1940

Рассказы:

  • Heil [опубликована под псевдонимом Lyle Monroe; 1980 — под названием Successful Operation] (Успешная операция);
  • Requiem (Реквием);
  • If This Goes On… [1953 — переработанный вариант] (Если это будет продолжаться…);
  • Let There be Light! [1963 — переработанный вариант] (Да будет свет!);
  • The Road Must Roll (Дороги должны катиться);
  • Coventry [1953 — переработанный вариант] (Один в поле, Ковентри);
  • Blowups Happen [1946 — переработанный вариант] (Взрыв всегда возможен);
  • The Devil Makes the Law [позже выходил под названием Magic, Inc] (Монополия нечистой силы, Магия Инкорпорейтед, Корпорация «Магия», Магия, Inc, Магия, инк.);

1941

Романы:

  • Orphans of the sky [изначально были созданы повести Universe (Вселенная) и Common Sense (Здравый смысл). Затем обе повести были переработаны в роман; в 1951 — измененный вариант; в 1963 — переработаный вариант] (Пасынки Вселенной);
  • Six Collumn [1949 — переработанный вариант; в 1951 под названием The Day After Tomorrow] (Шестая колонна);
  • Methuselah’s Children [1958 — переработанная версия] (Исход, Дети Мафусаила);

Рассказы:

  • And He Build a Crooked House (Дом четырех измерений, Дом, который помтроил Тил , И построил он дом, …И построил он себе скрюченный домишко…);
  • Logic of Empire (Логика империй);
  • Beyond Doubt (Вне всяких сомнений);
  • By His Bootstraps [так же под названием The Time Gate] (По собственным следам, По замкнутому кругу, По пятам);
  • They (Они);
  • Lost Legion [1953-под названием Lost Legacy] (Утраченное наследие);
  • Solution Unsatisfactory (Никудышное решение);
  • We Also Walk Dogs (А ещё мы выгуливаем собак, …А ещё мы выгуливаем собак);
  • Elsewhere (Однажды, Когда-то там, Иное время…, Иноздесь, Где-нибудь, когда-нибудь);

1942

Романы:

  • Beyond This Horizon [изначально изданная версия отредактирована Кэмбелом; 1948 — исходная версия] (Там за гранью);.
  • Waldo [изначально повесть; 1950 — переработана в роман Waldo:Genius in Orbit] (Уолдо);

Рассказы:

  • Goldfish Bowl (Аквариум для золотых рыбок, Стеклянный шар с золотыми рыбками, Аквариум с золотыми рыбками, Аквариум);
  • The Unpleasant Profession of Jonathan Hoag (Неприятная профессия Джонатана Хоуга, Странная история мистера Джонатана Хога, Неприятная профессия Джонатана Хога);

1947

Роман:

  • Rocket Ship Galileo [снят фильм Destenation Moon; 1950 — сценарий переработан в одноименный рассказ] (Ракетный корабль «Галилео», Ракетный корабль «Галилей»);

Рассказы:

  • The Green Hills of Earth (Зеленые холмы Земли);
  • Space Jockey (Космический извозчик);
  • Columb Was a Dope (Колумбу не сиделось дома, Колумб был остолопом);
  • It’s Great to Be Back! (Как это здорово вернуться!);
  • Jerry Was a Man [также под названием Jerry Is a Man] (Джерри — человек);
  • Water Is for Washing (Вода предназначается для купания);
  • They Do It With Mirrors [в 1980 — опубликован черновой вариант рассказа] (Что вытворяют с зеркалами);

1948

Роман:

  • Space Cadet (Космический патруль, Космический кадет);

Рассказы:

  • The Black Pits of Luna [1960 — очень сильно переработанная версия] (Черные ямы Луны, Темные ямы Луны);
  • Gentlemen, Be Seated! (Вынужденная отсидка, Садитесь, джентельмены, Присаживайтесь, джентельмены!);
  • Ordeal in Space (Испытание космос, Боязнь Высоты, Испытание высотой, Страх высоты, Испытание космосом);

1949

Роман:

  • Red Planet (Красная планета);

Рассказы:

  • Our Fair City (Наш прекрасный город);
  • Nothing Ever Happens on the Moon (На Луне ничего не случается);
  • On the Slopes of Vesuvius (На склонах Везувия);
  • Gulf [1953- также под названием Assignment in Eternity] (Скачок в вечность, Бездна);
  • Delilah and the Space-Rigger (Далила и космический монтажник);
  • Rebellion on the Moon [1951 — переработан и выпущен под названием «The Long Watch»] (Долгая вахта, Долгое дежурство);

1950

Романы:

  • Farmer in the Sky [также публиковался под названием Satellite Scout] (Фермер в небе, Небесный фермер);
  • Waldo:Genius in Orbit [роман создан при переработке рассказа Waldo](Уолдо);

Рассказы:

  • Cliff and the Calories (Клифф и калории);
  • The Man Who Sold the Moon (Человек, который продал Луну);

Сборник:

  • The Man Who Sold the Moon (Человек, который продал Луну) [В сборник входят: Life-Line (Линия жизни), Let There be Light! (Да будет свет!), The Road Must Roll (Дороги должны катиться), Requiem (Реквием), The Man Who Sold the Moon (Человек, который продал Луну), Blowups Happen (Взрыв всегда возможен)];

1951

Роман:

Сборник:

  • The Green Hill of Earth (Зеленые холмы Земли) [В сборник входят: Delilah and the Space-Rigger (Далила и космический монтажник), Space Jockey (Космический извозчик), The Long Watch (Долгая вахта), It’s Great to Be Back!(Как это здорово вернуться!), The Black Pits of Luna (Темные ямы Луны), Gentlemen, Be Seated! (Присаживайтесь, джентельмены!), We Also Walk Dogs (А ещё мы выгуливаем собак), Logic of Empire (Логика империй), The Green Hills of Earth (Зеленые холмы Земли), Ordeal in Space (Испытание космосом)];

1952

Роман:

  • The Rolling Stones [1969 — Space Family Stone] (Беспокойные Стоуны, Космическое семейство Стоун);

Рассказы:

  • Where Go? [1965 — дополнительный вариант под названием Pandora’s Box, 1980 — новый дополнительный вариант] (Ящик Пандоры, Куда идем (оба варианта));
  • The Year of the Jackpot [1959 — исправленный вариант] (Год, когда был сорван банк, Год невезения, Год резонанса, Год окончания игры);

1953

Роман:

  • Starman Jones (Астронавт Джонс);

Рассказы:

  • Sky Lift (Лифт в небеса, Спасательная экспедиция, Небесный лифт, Лифт на небеса, Тяжесть небес);
  • Project Nightmare (Операция «Кошмар», Проект «Кошмар»);

Сборники:

  • Revolt in 2100 (Восстание 2100 года, Революция в 2100 годy)[В сборник входят: If This Goes On… (Если это будет продолжаться…), Misfit [1953 — исправленный вариант] (Неудачник); Coventry (Ковентри), Concerning Stories Never Written [послесловие к сборнику] (Повесть о ненаписанных повестях)];
  • Assignment in Eternity (Назначение вечность, Предназначение: вечность) [В сборник входят: Lost Legacy (Утраченное наследие), Elsewhere (Иноздесь); Jerry Is a Man] (Джерри — человек), Assignment in Eternity (Скачок в вечность)];

1954

Роман:

  • The Star Beast [также под названием Star Lummox] (Звездный зверь, Звездное чудовище);

1955

Роман:

  • Tunnel in the Sky (Туннель в небе, Тоннель в небе);

1956

Романы:

  • Double Star [Хьюго — 1956] (Двойная звезда, Звездный двойник, Мастер перевоплощений, Двойник, Дублер, Звезда-двойник);
  • Time of the Stars (Время звезд, Время для звезд);

1957

Романы:

  • The Door into Summer (Дверь в Лето, Дверь в лето);
  • Citizen of the Galaxy (Гражданин Галактики);

Рассказы:

  • The Menace of Earth (Угроза с Земли);
  • The Elephant Circuit [The Man Who Traveled in Elephant] (Странник в поисках слонов, Человек, который путешествовал слонами, Человек, который торговал слонами);

1958

Роман:

  • Have Space Suit — Will Travel! (Имею скафандр — готов путешествовать!, Будет скафандр — будут и путешествия, Скафандр — и космос в придачу!);

1959

Роман:

Рассказ:

  • "All you are Zombies"(Все вы зомби, «Все вы зомби…», Уроборос);

Сборники:

  • The Menace from Earth (Угроза с Земли)[В сборник входят: The Year of the Jackpot (Год невезения), By His Bootstarps (По собственным следам), Columb Was a Dope (Колумб был остолопом), The Menace of Earth (Угроза с Земли), Sky (Тяжесть небес), Project Nightmare (Операция «Кошмар»), Water Is for Washing (Вода предназначается для купания), Goldfish (Аквариум с золотыми рыбками)];
  • The Unpleasant Profession of Jonathan Hoag (Также публиковался под названием «6´Н»(Странная история мистера Джонатана Хоуга, Шесть историй)[В сборник входят: The Unpleasant Profession of Jonathan Hoag (Странная история мистера Джонатана Хоуга), The Elephant Circuit (Человек, который путешествовал слонами);
  • "All you are Zombies"(«Все вы зомби…»), They (Они); And He Build a Crooked House (…И построил он себе скрюченный домишко…)];

1960

Рассказы:

  • A Bathroom of Her Own (Ее собственная ванная);
  • «Pravda» Means «Truth»(«Правда-по-английски» и «правда-по-русски», «Правда» значит «Правда»);

1961

Роман:

  • Stranger in a Strange Land [первоначально издана сокращённая версия; полная опубликована уже после смерти автора в 1991; Хьюго — 1962] (Чужак в чужой стране, Чужак в чужом краю, Чужой в стране чужих, Пришелец в земле чужой);

1962

Роман:

  • Podkayne of Mars [первоначально отредактированная версия, 1963 — измененная версия] (Марсианка Подкейн, Подкейн с Марса);

Рассказ:

  • Searchlight (На ощупь, Прожектор);

1963

Роман:

  • Glory Road (Дорога славы, Дорога доблести);

1964

Роман:

  • Farnharm’s Freehold (Свободное владение Фарнхэма);

1965

Роман:

  • The Moon Is a Harsh Mistress [изначально — журнальная версия; 1966 — полная версия; Хьюго — 1967;] (Луна жестко стелет, Луна - суровая хозяйка, Восставшая луна);

1966

Рассказ:

  • Free men (Свободные люди);

Сборник:

  • The Worlds of Robert A. Heinlein (Миры Роберта Э. Хайнлайна [На русском языке этот сборник не издавался])[В данный сборник входят: Pandora’s Box (Ящик Пандоры), Free men (Свободные люди), Searchlight (Прожектор), Blowups Happen (Взрыв всегда возможен), Life-Line (Линия жизни), Solution Unsatisfactory (Никудышное решение)];

1967

Сборник:

  • The Past After Tomorrow (История будущего) [В этот сборник входят рассказы: Life-Line (Линия жизни), The Road Must Roll (Дороги должны катиться), The Man Who Sold the Moon (Человек, который продал Луну), Blowups Happen (Взрыв всегда возможен), Delilah and the Space-Rigger (Далила и космический монтажник), Space Jockey (Космический извозчик), Requiem (Реквием), It’s Great to Be Back!(Как это здорово вернуться!), The Black Pits of Luna (Темные ямы Луны), Gentlemen, Be Seated! (Присаживайтесь, джентельмены!), We Also Walk Dogs (А ещё мы выгуливаем собак), Logic of Empire (Логика империй), The Green Hills of Earth (Зеленые холмы Земли), Ordeal in Space (Испытание космосом), If This Goes On… (Если это будет продолжаться…), Misfit (Неудачник), Coventry (Ковентри), The Long Watch (Долгая вахта), The Menace of Earth (Угроза с Земли), Searchlight (Прожектор); А также роман: Methuselah’s Children (Дети Мафусаила)]

1970

Роман:

  • I Will Fear No Evil (Не убоюсь я зла, Пройдя долиной смертной тени);

1973

Романы:

  • Time Enough for Live: The Life of Lazarus Long [1978 — изданы издержки из книги под названием The Notebooks of Lazarus Long] (Достаточно времени для любви, или жизни Лазаруса Лонга);
  • The Number of the Beast [изначально издана первоначальная редакция; 1980 — конечная редакция; также под названием Galeons of God] (Число Зверя);

Рассказ:

  • No Bands Playing, No Flags Flying (Оркестр молчал, и флаги не взлетали);

1980

Сборник:

  • Expanded Universe (Вселенная расширяется)[В данный сборник входят рассказы: Life-Line (Линия жизни), Successful Operation [изначально рассказ назывался Heil!] (Успешная операция), Blowups Happen (Взрыв всегда возможен), Solution Unsatisfactory (Никудышное решение), They Do It With Mirrors [опубликован черновой вариант рассказа] (Что вытворяют с зеркалами), Nothing Ever Happens on the Moon (На Луне ничего не случается), On the Slopes of Vesuvius (На склонах Везувия), Cliff and the Calories (Клифф и калории), Pandora’s Box [новый дополненный вариант] (Ящик Пандоры), «Pravda» Means «Truth» («Правда-по-английски» и «правда-по-русски», «Правда» значит «Правда»), Searchlight (Прожектор), Free men (Свободные люди), No Bands Playing, No Flags Flying (Оркестр молчал, и флаги не взлетали)];

1982

Роман:

  • Friday (Пятница, которая убивает, Меня зовут Фрайди, Фрайди);

1984

Роман:

  • Job: A Comedy of Justice (Иов, или осмеяние справедливости);

1985

Роман:

  • The Cat Who Walks Through Walls: A Comedy of Manners (Кот, проходящий сквозь стены);

1987

Роман:

  • To Sail Beyond the Sunset: The Life and Loves of Maureen Johnson (Уплыть за закат);

1989

Cборник:

  • Grumbles from the Grave [Letters, selected by Heinlein’s wife] (Голос из могилы (Письма, собранные женой Хайнлайна));

1999

  • The Fantasies of Robert A. Heinlein [В сборник входят рассказы: Magic, Inc (Магия Инкорпорейтед), And He Build a Crooked House (…И построил он себе скрюченный домишко…), They (Они), Waldo (Уолдо), The Unpleasant Profession of Jonathan Hoag (Неприятная профессия Джонатана Хоуга), Our Fair City (Наш прекрасный город), The Elephant Circuit [The Man Who Traveled in Elephant] (Человек, который путешествовал слонами), "All you are Zombies — " («Все вы зомби…»)]

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home