Сюаньцзан

Сюаньцзан (кит. 玄奘 пиньинь:xuán zàng) (602644/664) — знаменитый китайский буддийский монах, учёный, философ, путешественник и переводчик времён династии Тан.

Сюаньцзан родился в 602 как Ченьи (陳褘) в семье учёных. Он известен своим семнадцатилетним путешествием в Индию, где он учился и контактировал со знаменитыми буддийскими мастерами, в частности в монастыре Наланда.

Сюаньцзан привёз из Индии 657 текстов на санскрите. Он получил поддержку от императора, и организовал большое бюро переводов в городе Чанъань, привлекая к работе многочисленных учеников по всему Дальнему Востоку. Он перевёл на китайский язык 1,330 сочинений. Наибольший интерес для него представляла школа йогачара (кит. 瑜伽行派) или читтаматра (только-сознания) (кит. 唯識).

В результате деятельности его школы переводов на Дальнем Востоке была основана буддийская школа фасян-цзун (кит. 法相宗), которая распространилась в Японии под тем же названием хоссо-сю. Хотя школа фасян существовала недолго, её философские взгляды о сознании, ощущениях, карме, реинкарнациях были потом переняты многими поздними школами. Первым патриархом школы фасян стал наиболее продвинутый ученик Сюаньцзана Куйцзи (кит. 窺基).

Школа фасян в дальнейшем подверглась уничтожающей критике другим учеником Сюаньцзана Фацзаном, кит. 法藏), который основал школу хуаянь, основанную на других принципах.

Содержание

Ранние годы

В молодости Сюаньцзан приобрел обширные познания в буддизме. Сюаньцзан тоже переехал в Чанъань, где работал с известными учеными-буддистами. Он пришел к выводу, что большинство разногласий между существующими школами вызвано отсутствием хороших переводов канонических произведений. Особенно не хватало перевода «Йогачарабхуми-шастры» — энциклопедического сочинения, в котором подробно излагался путь к достижению состояния Будды в соответствии с учением йогачара. Он считал, что перевод этого сочинения Асанги способствовал бы устранению споров. В VI веке индийский миссионер Парамартха уже перевел часть этого трактата на китайский, но некоторых частей недоставало. Сюаньцзан решил достать в Индии полный оригинальный текст памятника и перевести его на китайский.

Паломничество в Индию

В 629 Сюаньцзан увидел сон, который побудил его предпринять паломничество в Индию. В то время Китай вёл войну, и зарубежные поездки были запрещены, император не дал разрешения на поездку. Сюаньцзану удалось тайно покинуть империю через Лянчжоу (Ганьсу) и Циньхай. Он пересёк пустыню Гоби, через Кумул (Хами) попал на Тянь-Шань и в 630 прибыл в Турфан. Король Турфана был буддистом, он снарядил его для дальнейшей поездки, дав рекомендательные письма.

Двигаясь дальше на запад, он смог спастись от грабителей, добрался до Яньци, потом направился в монастыри тхеравады в Куча. Потом он перешёл Аксу, повернул на северо-запад, перешёл Тянь-Шань через перевал Бедал, и оказался на территории современной Киргизии. Он обогнул озеро Иссык-Куль, попал в Токмак и встретился с Великим Ханом Западных Гоктюрков, отношения которых с Китаем тогда были дружествены. Затем он направился на юго-запад к Ташкенту, оттуда пересёк пустыню и попал в Самарканд, который находился под влиянием Персидской Империи, там обнаружил покинутые буддийские храмы. Царь однако оказал ему поддержку. Двигаясь на юг, он направился на Памир, прошёл через перевал Железные Ворота. Далее он спустился к Аму-Дарье и вошёл в Термез, где он обнаружил большую общину из тысячи буддийских монахов.

Далее он перевалил через Кундуз, где он оказался свидетелем похорон принца Тарду, которого отравили. Там он познакомился с монахом Дхармасимхой, и по совету местного царя направился на запад в Балх (в современном Афганистане), где расположены буддийские памятники и святые места. Там он увидел монастыри, где находилось более 3,000 монахов тхеравады, вместе с монахом Праджнякарой Сюаньцзан изучал тхеравадинские тексты. Праджнякара потом сопровождал Сюаньцзана далее в Бамиан, где он встретился с царём и увидел десяток тхеравадинских монастырей и двух великих Будд выбитых в скале.

После этого он перевалил Шибар и попал в город Каписи (60 км к северу от совреиенного Кабула), где находилось около сотни монастырей и 6,000 монахов, преимущественно Махаяны. Это уже была территория Гандхары. Здесь Сюаньцзан принимал участие в буддийских дебатах, и познакомился со многими буддийскими школами. Здесь же он встретил первых индуистов и джайнов. Далее он направился в афганский Джалалабад, который уже считался Индией. Он достиг Джалалабада в 630.

Индия

В Джалалабаде было много ступ и монастырей, но мало буддийских монахов. Он перевалил через Хунза и Кхибер и попал в Пешавар, бывшую столицу Гандхары. Пешавер утратил своё былое могущество, буддизм был в упадке. Сюаньцзан посетил вокруг святые места и ступы, в частности ступу Канишки. Эта ступа к юго-западу от Пешвара была обнаружена в 1908 Спунером, что помогло восстановить ход путешествия Сюаньцзана.

От Пешавара Сюаньцзан направился в долину Сват, где находится Уддияна, там он увидел 1,400 старых монастырей, в которых до этого было 18,000 монахов. Оставшиеся монахи принадлежали школе Махаяна. Далее он попал в долину Бунер, оттуда через Шабаз Гхарни направился к реке Инд в Хунд, пересёк реку и направился в государство Таксила, где господствовала махаяна, Таксила была вассальным царством Кашмира. Здесь он увидел сотню монастырей и более 5,000 монахов. Здесь он встретил одарённого махаянского монаха, и провёл два года (631633), изучая махаяну и другие буддийские школы. Сюаньцзан пишет о Четвёртом Буддийском Соборе, который происходил в этой местности около 100 н. э. по инициативе кушанского царя Канишки.

В 633 Сюаньцзан покинул Кашмир и направился на юг к Чинабхукти (вероятно современный Фирозпур), где он учился около года с принцем-монахом Винитапрабхой.

В 634 он направился на восок в Дхалабхару в восточный Пенджаб, затем посетил монастыри преимущественно тхервавды в долине Кулу, повернулся на юг в Байрат а потом в Матхура на реке Ямуна. Хотя там преобладал индуизм, там было около 2000 монахов обоих буддийских направлений. Далее он поднялся по реке Сругха, в 635 прибыл в Матипуру, и пересёк Ганг.

Отсюда он направился на юг в Санкасья (Капитха), там где Будда спустился с небес, затем в столицу Каньякубджа (Канауджи) североиндийского царя Харша. Здесь в 636 находилось 100 монастырей и 10,000 монахов разных школ, царь при этом бережно опекал оба буддийских направления. Здесь Сюаньцзан изучал сочинения тхеравады, и потом направился к востоку в Айодхья (Сакета), родину школы йогачара. Далее Сюаньцзан направился на юг в Каусамби (Косам), где находилаась значимая статуя Будды.

Затем он вернулся на север в Сравасти, прошёл через тераи на юге современного Непала (где находились покинутые буддийские монастыри) и добрался до Капилавишту, последнюю остановку перед Лумбини, где родился Будда. Там он увидел колонну царя Ашоки и дорово, под которым родился Будда. Колонна была обнаружена Фурером в 1895, и её можно увидеть в Лумбини в настоящее время.

В 637 он направился из Лумбини в Кушанагар, место смерти Будды, потом — в олений парк вСарнатхе, где Будда давал первые наставления, и где Сюаньцзан обнаружил 1,500 постоянных монахов. Далее он направился на восток в Варанаси, через Вайшали, Паталипутру (сейчас Патна) и Бодхгая. Потом он в сопровождении местных монахов прибыл в университет Наланду, где провёл следующих два года. Там он обучался в окружении нескольких тысяч учёных монахов. Сюаньцзан изучал логику, грамматику, санскрит и учение йогачары.

….. Сюаньцзан провел много лет, обучаясь у виднейших индийских буддистов, посещая святые места, участвуя в диспутах между буддистами и представителями других учений. После одной из таких дискуссий с двумя сторонниками мадхьямики (последователями Нагарджуны) он написал на санскрите поэму в три тысячи строф под заглавием «Об отсутствии различий между мадхьямикой и йогачарой» (не сохранилась). Дав обещание своему учителю Силабхадре пропагандировать логику Дигнаги, он возвратился в 645 в Китай.

По возвращении в Китай

В Индии Сюаньцзан понял, что различи между китайским и индийским буддизмом не ограничиваются отсутствием несколько их глав одного из трактатов. Сюаньцзан понимал, что интеллектуальная атмосфера, научный климат, в котором действовали индийские ученые, гораздо разнообразнее китайского. Буддистам приходилось отстаивать свои позиции в спорах с многочисленных противниками, в том числе и не-буддистами. Большинство индийских философских школ было неизвестно в Китае, тогда как специфика споров и терминология во многом определялись как раз идеями этих школ.

В Китае понятия йогачара и татхагата-гарбха были практически неразрывны, в Индии же ортодоксальные буддисты относились к понятию татхагата-гарбха подозрительно, почти отвергали её. Многие ключевые понятия китайского буддизма (например, концепция природы Будды) и соответствующие тексты (например, «Пробуждение веры в Махаяне») совершенно неизвестны в Индии.

Сюаньцзан собрал много ценнейших буддийских текстов, часть которых в подлинниках була утрачена и сохранилась только в китайских переводах. Кроме того Сюаньцзан оставил важные исторические свидетельства, помогающие восстановить историю Индии и буддизма.

В 646 по заданию императора Сюаньцзан завершил свою книгу «Путешествие в Индию Великой Династии Тан» (大唐西域記), которую сейчас перевели на многие языки.

Рассказы Сюаньцзана привели к появлению многих легенд, и позднее во время династии Мин (династия) был написан знаменитый роман Путешествие на Запад, вошедший в число классических сочинений китайской литературы, который до сох пор популярен во всём мире.

Как реликвия, череп Сюаньцзана хранился в Храме Великого Сострадания в Тяньцзине до 1956, после чего был доставлени в университет Наланда и передан Индии, сейчас он хранится в музее города Патна. В монастыре Вэньшу в Чэнду, Сычуань также хранится часть черепа Сюаньцзана.

См. также

Литература

  • Сюаньцзан
  • Sally Hovey Wriggins. Xuan Zang: A Buddhist Pilgrim on the Silk Road. Westview Press, 1996.
    HC ISBN 0-8133-2801-2 PB ISBN 0-8133-3407-1
  • On Yuan Chwang’s Travels in India tr.Thomas Watters. Reprint. New Delhi, Munshiram Manoharlal, 1996 ISBN 81-215-0336-1.
  • Stanislas Julien: Memoires sur les contrées occidentales, 1857 Paris


Школы дальневосточного буддизма
Индия Китай Корея Япония
Дхармагуптака Люйцзун Юльчон Риссю
Сарвастивада Цзюйше Куся
Саутрантика Чэнши Чонджи Дзёдзицу
Мадхъямака Саньлунь Самнон Санрон
Йогачара Фасян Попсан Хоссо
(Татхагатагарбха) Хуаянь Хваом Кэгон
Чань Сеон Дзэн
Тяньтай Чхонтхэ Тэндай
Нитирэн
Цзинту Чонтхо Дзёдо
Ваджраяна Ми-цзун Синин
Чинём-оп
Сингон


 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home