Труверы

Эту статью следует викифицировать.
Пожалуйста, оформите её согласно общим правилам и указаниям.

Труверы (фр. trouvères, от глагола trover, trouver — находить, изображать, сочинять) — так назывались в средневековой Франции, с конца XI до начала XIV в., поэты, слагавшие произведения как лирические, так и эпические или повествовательные (героические поэмы, романы, фабльо).

В некоторых случаях Труверы являлись лишь авторами произведений, исполнявшихся другими лицами, но очень часто они были жонглёрами или менестрелями, то есть сочинителями и исполнителями одновременно.

Наряду с этим в литературоведении существует употребление слова Труверы в узком значении (по аналогии с «трубадурами») — исключительно лишь как лирических поэтов Франции в названную эпоху. В дальнейшем имеется в виду только это значение.

Поэзия Труверов распадается на три основных периода. В первый, докуртуазный, период [до середины XII в.] творчество Труверов носит анонимный характер и содержит, в отношении как формы, так и тематики, много черт народной поэзии (ритмы, припев, параллелизм с миром природы и животных, календарные и обрядовые мотивы), в большей или меньшей степени стилистически переработанных. Главные жанры — романсы или «ткацкие песни» (chansons d’histoire, chansons de toile), излагающие какую-нибудь трогательную любовную историю, песни плясовые и весенние (rondel, reverdie, retroenge и т. п.), песни — жалобы на женскую долю (chansons de mal mariée), пасторели и т. п. Все эти песни дошли до нас в поздних списках и обычно уже в переделанном виде. Для них характерны простота языка и большая непосредственность.

Во второй период [приблиз. 1150—1240] поэзия Труверов приобретает усложненный, определенно личный и куртуазный характер. Содержание для этой поэзии дает новое светско-рыцарское мировоззрение с его культом земной радости и любви, понимаемой как чувство, возвышающее человека, и переходящей часто в экзальтированный «культ дамы». Выросшая из тех же общих условий, что и поэзия трубадуров юга Франции (см. «Трубадуры»), эта лирика Труверов по своей тематике и стилистике очень близка к ней. Она испытала кроме того и прямое, довольно сильное, влияние поэзии трубадуров благодаря интенсивному лит-ому обмену, происходившему между Провансом и Францией в XII в. [поездки Труверов во Францию, насаждение провансальских лит-ых вкусов и нравов двумя дочерьми «первого трубадура» — Гильельма, графа Пейтьеу (Пуатье), из к-рых одна стала королевой французской, другая — графиней шампанской]. Эта «провансализирующая» (наиболее аристократическая) линия в лирике Труверов характеризуется сложной, условной фразеологией и очень приподнятой концепцией любви, причем, однако, мы не встречаем здесь нарочитой установки на «темный стиль» (trobar clus) некоторых трубадуров. Образцом такой вычурной поэзии может служить лирика Кретьена де Труа.

Другие крупнейшие Труверы периода — Блондель де Нель, Конон Бетюнский, Тибо Шампанский — король Наварры и т. д. Более непосредственна и проста поэзия Гаса Брюлэ и особенно Колена Мюзе, у к-рого вновь оживают мотивы и формы народных песен. Преобладающие жанры периода — песня (chanson), прение (débat и разновидность его — jeu parti), альба (albe), сирвента (serventois — полемического или агитационного характера), переработанная в куртуазном духе пасторель и т. п.

Третий период, соответствующий выступлению городского сословия, характеризуется в лирике Труверов показательным перерождением рыцарских жанров и стиля. Новые городские Труверы, объединяющиеся в крупных торговых и промышленных центрах Франции (особенно на севере — Артуа) в особые организации (puys) наподобие поэтических цехов, сохраняют многое из форм и техники куртуазной лирики, но привносят в нее новые элементы рационализма, натурализма, субъективизма, моральную дидактику и, между прочим, религиозную тематику (культ богоматери и т. п.). Движение это, начавшееся еще в самом конце XII века, в середине XIII века получило свое полное развитие.

Наиболее ярким из Труверов этого периода является Рютбеф (см.), насытивший свою поэзию злободневным и публицистическим содержанием; другие видные Труверы — Жан Бодель (хронологически принадлежащий еще к предыдущему периоду, но уже дающий все элементы нового стиля), Адам из Галль и др.

Библиография:

  • II. Gröber G., Französische Literatur, в "Grundriss der romanischen Philologie, hrsg. von G. Gröber, II Bd., I Abt., Strassburg, 1902;
  • Jeanroy A., Les Origines de la poésie lyrique en France au moyen âge, 2-e éd., P., 1904;
  • Шишмарев В., Лирика и лирики позднего средневековья, Париж, 1911;
  • Aubry P., Trouvères et troubadours, P., 1909.

Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939.

См. также

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home