Паровоз У

Парово́з У — пассажирский паровоз производившийся с 1906 по 1912 год для Рязано-Уральской, Николаевской, Юго-Западной, Привислинской и Ташкентской дорог на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге.

Содержание

История паровоза

В 1901 году Рязано-Уральская железная дорога заказала проект нового, более мощного паровоза. Задание на проектирование составлял инженер А.Е. Делакроа. Проекты разрабатывались Путиловским, Харьковским, и Брянским заводами. Инженерный совет МПС в июле 1903 года утвердил проект, выполненный Путиловским заводом под руководством инженера В.М. Гололобова.

Первый паровоз был построен в конце 1906 года. В марте 1907 года паровоз был отправлен на Рязано-Уральскую дорогу, где получил наименование П1.

В 1911 году в конструкцию паровоза были внесены изменения: усилен котел, поставлен пароперегреватель, увеличен диаметр малых цилиндров. Паровозы с этими изменениями получили серию Уу.

В 1912 году по заданию Рязано-Уральской и Московско-Виндаво-Рыбинской железных дорог Путиловский и Харьковский завод внесли изменения в проект паровоза, но этот проект реализован не был и паровозы серии Уу до дорог не дошли.

Всего за годы постройки было построено 63 единицы паровозов серий У и Уу.

Конструкция паровоза

Паровоз имел осевую формулу 2-3-0. Котел паровоза имел 244 дымогарных трубы диаметром 46/51 мм. Максимальная скорость паровоза была установлена 105 км/час. Диаметр движущих колес был 1730 мм, бегунковых колес 950 мм.

Паровая машина компаунд имела четыре цилиндра. Цилиндры высокого давления располагались снаружи рамы и были связаны со средней движущей осью, а цилиндры низкого давления располагались внутри рамы и приводили в движение первую коленчатую ось (система де Глена). Внутренние колена первой движущей оси располагались противоположно наружным кривошипам, поэтому ходовая машина не требовала тяжелых противовесов. У паровозов был очень спокойный ход при высоких скоростях (115-117 км/ч). Вредного влияния на слабый рельсовый путь обнаружено не было.

В 1910 году были проведены опыты, которые показали, что паровоз серии У удовлетворительно работал при отсечках в цилиндрах высокого давления не более 0,3. При больших выпусках мощность паровоза оказалась недостаточной. При высокой нагрузке паровоз «бросал воду». Результаты опытов послужили поводом переделки конструкции паровоза и появления паровозов серии Уу.

У паровозов серий У и Уу Рязано-Уральской железной дороги были полукруглые тендеры с тележками Даймонда предназначенные для воды и нефти (23 т и 8,2 т).

Паровозы для Р.У. ж.д. выпускались с тормозами системы «Нью-Йорк», а для остальных дорог с тормозами Вестингауза.

Паровоз У-127

Паровоз У-127 был построен на Путиловском заводе в 1910 году для Ташкентской железной дороги. Заводской его номер 1960. Во время гражданской войны паровоз работал на прифронтовых участках под Актюбинском, Оренбургом и Мертвыми Солями, где получил серьезные повреждения. После этого он был доставлен в Москву, по-видимому, на запчасти. В мае 1923 года был восстановлен на субботнике в депо Москва Рязано-Уральской железной дороги. Тогда же он был окрашен в красный цвет, и на бортах его тендера появились революционные лозунги. Почетным машинистом паровоза рабочие депо избрали В.И. Ленина, а почетным помощником машиниста Р.С. Землячку.

23 января 1924 года паровоз У-127 провел траурный поезд с телом В.И. Ленина от платформы Герасимовская до Павелецкого вокзала. После этого он водил пассажирские поезда на Павелецком направлении еще 13 лет. Приписан паровоз был по видимому к депо Москва. Паровоз был снят с эксплуатации в 1937 году. Тогда же было принято решение сохранить его потомкам на память как свидетеля всенародной скорби. После этого У-127 прошел капитальный ремонт и был тщательно отреставрирован. В начале войны паровоз был эвакуирован в Ульяновск и только в октябре 1945 года был возвращен в Москву. В 1948 году рядом с Павелецким вокзалом был построен специальный павильон «Траурный поезд» – филиал Центрального музея В.И. Ленина. В нем и были установлены паровоз У-127 вместе с вагоном номер 1691, в котором везли тело вождя.

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home