Анимизм

Анимизм (от лат. anima, animus — душа и дух соответственно) — вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы. Впервые этот термин ввел немецкий учёный Г. Э. Шталь. В сочинении «Theoria medica» (1708) он назвал анимизмом своё учение о душе, как неком безличном жизненном начале, лежащим в основе всех жизненных процессов. И подобно Аристотелю Шталь считал душу «ваятелем тела».

Содержание

Тайлор и его теория возникновения религий

В XIX веке термин «анимизм» был применён в ином смысле антропологом Тайлором в его книге «Первобытная культура» (1871). Антрополог рассматривал понятие анимизма двояко. С одной стороны он называл этим именем веру в душу и духов, с другой стороны именовал так свою теорию происхождения религии.

Тайлор полагал, что анимизм есть «минимум религии», то есть, по его мнению, любые религии от примитивных до самых высокоразвитых происходят от анимистических воззрений. Однако это теория не выдержала критики, поскольку ни одна религия не ограничивается только верой в души и духов. Во-вторых, фактический материал, накопленный после Тайлора, свидетельствует о том, что процесс спиритуализации (от лат. spirit, дух), то есть разделения мира на материю и душу протекал гораздо сложнее, чем это представлялось автору анимистической теории. Эти факты породили ряд новых, так называемых, преанимистических или доанимистических направлений, согласно которым эпохе анимизма предшествовал век магии (Дж. Фрейзер), эпоха аниматизма, оживотворения всей природы (Р. Маретт, Л. Я. Штернберг) и первобытный дологический мистицизм (Л. Леви-Брюль).

Анимисты

От тайлоровского понимания анимизма как самой ранней формы религии происходит обозначение анимисты. К этой категории относят коренных обитателей Африки, Южной Америки, Океании — приверженцев традиционных местных религий.

Анимизм Скандинавских саамов

Для самобытной религии саамов характерны три её признака: магия, фетишизм, анимизм. Правда, перечисленные элементы являются основными для любой религии; смысл подчёркивания их в верованиях саамов в том, что здесь они не усложнены мифологией, не прикрыты философией, а выступают во всей первобытной простоте.

Источники

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home