Опус Деи

Опус Деи (лат. Оpus Dei — Дело Божие), полное название которого - Прелатура Святого Креста и Опус Деи, - является персональной Прелатурой Католической Церкви. Эта организация была основана в Мадриде 2 октября 1928 года католическим священником Хосемарией Эскрива́. Цель Опус Деи - пробудить во всех слоях общества глубокое сознание того, что миряне призваны к святости и апостольскому служению в исполнении их повседневного труда. В 1992 году Папа Иоанн Павел II причислил основателя "Опус Деи" к лику блаженных, а в 2002 году - к лику святых. На сегодняшний день прелатура насчитывает около 84 000 членов, жителей пяти континентов. Штаб-квартира Прелатуры находится в Риме, на Viale Bruno Buozzi.

Канонизированный папой Иоанном Павлом II основатель "Опус Деи" Хосемария Эскрива в первые годы основания Дела Божия наносил себе удары плетью с такой силой, что стены его комнаты были густо забрызганы кровью.

У них строгий распорядок жизни: ежедневная духовная практика, чтения, молитвы, усмирение плоти. В центрах прелатуры члены нумерарии (те, которые соблюдают целибат) обычно носят власяницу (цепочку с шипами) на верхней части бедра два часа в день.

Содержание

История

Опус Деи с самого его основания стало распространяться среди студентов и рабочих, а также в других слоях общества.

14 февраля 1930 г. Эскрива понял, что Опус Деи надлежало также осуществлять свое апостольство среди женщин.

В 1934 г. Эскрива написал книгу "Духовные размышления", которая впоследствии получила широкое распространение под названием "Путь", данным автором ее второму, дополненному изданию (1939 г.). Нашли своего читателя и другие книги основателя Опус Деи - "Святой Розарий" (1934 г.) и "Беседы с отцом Эскрива" (1969 г.). Первый сборник проповедей "Христос проходит рядом" был опубликован в Мадриде в 1973 г. Среди посмертных изданий следует отметить второй сборник проповедей "Ближние Господа" (1977 г.) и книгу "Крестный путь" (1981 г.), где собраны размышления Эскривы о Страстях Господних.

В 1946 г. Опус Деи начинает работать в Португалии, Великобритании, Италии, Франции, Ирландии, США и Мексике. В том же году Эскрива переехал в Рим, где он основал штаб-квартиру Опус Деи и жил до своей кончины.

С 1950 г. продолжалось распространение Опус Деи в других странах мира: Германии, Голландии, Аргентине, Канаде, Венесуэле, Японии, Филиппинах, Нигерии, Австралии, Кении, Заире, Камеруне, Гонконге, Швеции, Финляндии, Индии, Израиле, Литве, Казахстане и т. д. В 1983 г. Опус Деи насчитывал более 73.000 членов 87 национальностей.

О. Эскрива умер в Риме 26 июня 1975 г. Его преемником стал о. Альваро дель Портильо. По просьбе 69 кардиналов и 1300 епископов процесс беатификации и канонизации о. Эскрива был открыт в Риме 12 мая 1981 г. 17 мая 1992 г. Иоанн Павел II причислил Хосемарию Эскрива к лику блаженных, и 6 октября 2002 - к лику святых в присутствии 500.000 паломников.

С первых дней своего существования Опус Деи пользовался поддержкой и одобрением церковных властей и начиная с 1943 г. получал необходимое признание со стороны Святого Престола, кульминацией чего стало возведение Опус Деи в персональную Прелатуру Папой Иоанном Павлом II 28 октября 1982 года.

Так долгое "юридическое плавание" Опус Деи завершилось получением юридического статуса, которого желал и который предвидел отец Эскрива. В связи с этим событием Папа выразил свои чувства в следующих словах: "Хосемария Эскрива основал Опус Деи по вдохновению Божию 2 октября 1928 года в Мадриде. С величайшей надеждой Церковь уделяет свое внимание Опус Деи и проявляет по отношению к нему свою материнскую заботу, чтобы оно всегда было достойным и действенным орудием в миссии спасения душ, осуществляемой Церковью для жизни мира" (Иоанн Павел II , Апостольская конституция Ut sit, 28.XI.1982).

К Прелатуре принадлежит более 84 000 человек. Из них почти 1 800 — священники. Прелатура насчитывает приблизительно 50% женщин и 50% мужчин. В общих чертах число членов «Опус Деи» на всех пяти континентах следующее:

  • Африка: 1 600
  • Азия и Океания: 4 700
  • Америка: 29 000
  • Европа: 48 700

Канонический статус Опус Деи

Опус Деи является персональной Прелатурой международного характера со штаб-квартирой в Риме. У Дела Божия есть Прелат со своим клиром (в настоящее время - более тысячи священников) и миряне, которые по божественному призванию добровольно присоединяются к Прелатуре.

Священники, входящие в Прелатуру, - бывшие миряне, члены Опус Деи. Миряне посвящают свою жизнь выполнению апостольской цели Прелатуры и путем заключения договора с Прелатурой принимают на себя особые и очень серьезные обязательства, никак не изменяя при этом своего канонического и богословского статуса рядовых верующих. "Миряне, входящие в Прелатуру, не изменяют свое положение ни канонически, ни теологически. Они продолжают оставаться обычными мирянами и во всем поступают как таковые, особенно в их апостольском служении" (Декларация Святой Конгрегации епископов от 23 августа 1982 г.). Они осуществляют свою апостольскую деятельность через повседневный труд, пользуются теми же свободами, что и другие верующие, в профессиональной, политической и социально-экономической жизни. Поэтому Прелатура не несет за них ответственности.

Миряне Дела Божия находятся в юрисдикции Прелата в соответствии с принятыми на себя при вступлении в Прелатуру обязательствами аскетического, образовательного и апостольского характера. В то же время они остаются в юрисдикции местных епископов, как все другие верующие.

Все члены Опус Деи (как священники, так и миряне) следуют одному и тому же призванию и принимают на себя одни и те же аскетические и образовательные обязательства.

Прелатура осуществляет свою апостольскую миссию через мужскую и женскую секции, находящиеся под руководством и наставничеством Прелата, который обеспечивает духовное и юридическое единство обеих секций.

Неотъемлемая часть Дела Божия - Общество Священнослужителей Святого Креста, президентом которого является Прелат, причем членство в Обществе открыто и для тех священников епархий, которые стремятся к святости в своем служении сообразно с духовностью Опус Деи. Членство в нем, однако, никак не влияет на их подчиненность епископам их епархий, которые остаются единственными начальствующими над ними.

У Опус Деи есть также помощники, которые, не будучи членами Опус Деи, помогают ему молитвой, трудом и пожертвованиями. Среди них есть католики, некатолики и даже некрещеные.

Членство в Опус Деи

а) Разнообразие

В Дело Божие входят мужчины и женщины, которые пожелали жить полной христианской жизнью, заниматься апостольской деятельностью и искать святости в миру. Они вступают в Опус Деи, стремясь к христианскому совершенству и безупречному исполнению своих гражданских, семейных и профессиональных обязанностей. Основатель Опус Деи говорил: "С 1928 года я проповедую, что святость не есть привилегия немногих, что любой жизненный путь может быть божественным, и сутью, стержнем духовности Опус Деи является освящение повседневного труда. Мы должны отказаться от предубеждения, что миряне не могут сделать ничего, кроме помощи клиру в его церковном апостольском служении. Мы должны признать, что для осуществления своего апостольства верующие должны быть и ощущать себя свободными, свободными той свободой, которую Христос завоевал для нас" (Беседы с отцом Эскрива, 34).

Каждый член Опус Деи принимает на себя обязательство упражняться во всех христианских добродетелях и осуществлять свое апостольское служение в соответствии со своими способностями и положением в обществе. Большинство членов Опус Деи - люди семейные. Другие, напротив, сознательно не связывают себя семейными узами, что позволяет им, в частности, уделять больше времени духовному образованию своих соратников и апостольскому служению в целом.

В Опус Деи есть такое же разнообразие верующих, как и в какой-либо епархии: священники и миряне, семейные и живущие в безбрачии, молодежь и люди старшего возраста, представители всех слоев общества и самых разных профессий - врачи, инженеры, рабочие, крестьяне, служащие и др.

б) Вступление в Опус Деи

Присоединение к Опус Деи осуществляется путем заключения особого договора, форма которого едина для всех, между Опус Деи и верующим, решившим стать его членом.

Прелатура берет на себя обязательство обеспечивать своих членов образованием доктринального, духовного, аскетического и апостолического характера, равно как и необходимым пастырским попечением со стороны клира Опус Деи.

Присоединяющиеся к Прелатуре, со своей стороны, обязуются соблюдать аскетические, образовательные и апостольские правила, принятые в Опус Деи. Аскетические обязательства включают в себя следование четко определенному плану духовной жизни и упражнение во всех христианских добродетелях, в соответствии с мирской специфичностью Опус Деи.

Прелатура также требует от своих членов непрерывного религиозного образования, фундамент которого - учительство Церкви.

Что же касается апостольских обязанностей членов Опус Деи, то требуется их преданное исполнение в гуще повседневной жизни.

в) Разнообразие жизненных путей

Члены Опус Деи вовсе не должны жить единой для всех жизнью. Каждый из них живет так, как принято в его окружении, и работает в том месте, которое сам себе выбрал, тем более что лишь немногие члены Опус Деи проживают совместно. Большей частью в Опус Деи состоят люди семейные, которые, естественно, живут дома, с супругой (супругом) и детьми.

г) Свобода членов Опус Деи в вопросах профессионального и политического характера

Члены Опус Деи - обычные граждане, которые работают всюду и кем угодно. Большей частью они присоединяются к Делу Божию, будучи уже взрослыми, и, естественно, продолжают осуществлять ту профессиональную деятельность, которую давно уже для себя выбрали. Те же, кто вступает в Опус Деи в свои молодые годы, так же совершенно свободны в выборе любой карьеры, любой работы, как если бы они не были связаны с Опус Деи. В любом случае все члены Опус Деи абсолютно свободны в своей профессиональной деятельности. Каждый сам выбирает себе профессию и использует все возможности для получения именно той работы, какая ему нужна, а затем исполняет ее по своему усмотрению. Не существует никакой связи между Опус Деи и профессиональной деятельностью его членов, какой бы она ни была.

В политических вопросах члены Опус Деи также полностью свободны. В этой области для них, как и для всех других христиан, нет других ограничений, кроме предусмотренных социальным учением Церкви. Существующий внутри Прелатуры плюрализм по отношению к мирским вопросам полностью соответствует духовности Дела Божия.

Менее чем через два года после основания Опус Деи о. Эскрива писал: "Существующий плюрализм вовсе не является помехой Делу; напротив, это свидетельство наличия хорошего морального климата и уважения к свободе каждого человека, ибо где Дух Господень, там свобода (2 Кор 3.17)"(Отец Эскрива, письмо, Мадрид, 24.3.30).

Апостольская деятельность

Основным принципом апостольского служения Опус Деи является то, что каждый его член делает это по-своему, свидетельствуя о Христе на том месте, где он работает или живет. Поскольку к Опус Деи принадлежат люди всех возрастов и всех социальных слоев, то единственным способом описать их личную апостольскую деятельность был бы пересказ одной за другой историй тысяч людей со всего света. От тех, кто вступил в Опус Деи, не требуется изменения своего образа жизни или выполнения специфических заданий. Главная перемена состоит в поисках нового значения повседневной жизни, новой перспективы - поскольку решение о присоединении к Делу Божию означает превращение каждой жизненной ситуации во встречу с Богом и служение всем людям.

Прелатура предоставляет верующим полную свободу в их апостольской деятельности, ибо основной ее заботой является не исполнение того или иного вида апостольского служения, но побуждение членов Опус Деи к старательному осуществлению такого служения в своем повседневном - профессиональном и семейном - окружении.

Не существует и намека на попытку направить усилия всех членов Опус Деи в какие-то специфические социальные сферы. Напротив, Дело Божие заботится о том, чтобы каждый примкнувший к нему старался по-своему приблизить окружающих к Богу: рабочий - на заводе, спортсмен - в своей команде, домохозяйка - в семье, интеллигент - через свои исследования и сочинения. Папа Иоанн Павел II, обращаясь в августе 1979 г. к группе профессоров и студентов - членов Опус Деи, сказал: "Дело Божие имеет своей целью освящение христианской жизни в миру. Вы, погруженные в мирскую жизнь, стремитесь жить согласно Священному Писанию, чтобы преобразить и искупить мир любовью Христа. Это воистину великий идеал, который поначалу опережал развитие богословского мышления мирян в Церкви и обществе. Это новое богословское мышление - главная черта Церкви периода II Ватиканского Собора и после Собора" (20-21-VIII-1979).

Иногда Дело Божие берет на себя ответственность за духовное и доктринальное обучение в некоторых организациях и институтах - в таких сферах, как образование, социальная помощь, профессиональная подготовка и т. д. Но и в этих случаях участие Опус Деи вырастает из личного апостольского служения отдельных его членов, которые действуют вместе с теми, кто не принадлежит к Прелатуре, или даже не является католиком.

Порой эти апостольские начинания нуждаются в помещениях, оборудовании и других материальных средствах. Все это, как правило, не принадлежит Опус Деи, а является частной или групповой собственностью тех, кто, входя или не входя в Прелатуру, предоставляет согражданам материальную базу для осуществления социально значимой работы. Это центры обучения грамоте, центры профессиональной подготовки, центры начального, среднего и высшего образования, молодежные клубы, специализированные академические институты, культурные центры, амбулатории и т. д.

Такие и другие подобные им центры ни официально, ни официозно не являются институтами Католической Церкви. Они - результат профессиональной деятельности граждан, использующих права, предоставленные им обществом. Эти центры создаются и развиваются в соответствии с гражданскими законами, не пользуются какими-либо льготами, и к их деятельности относятся так же, как к деятельности такого же типа, осуществляемой другими гражданами, фондами или ассоциациями.

Духовность

Учение Эскривы об освящении повседневного труда, о всеобщем призвании к святости в миру, о необходимости единства и сплоченности в жизни христианина нашло широкое признание как в документах Католической Церкви, так и в многочисленных трудах христианских писателей и богословов.

Основные черты духовности Опус Деи таковы: восприятие работы как реальности, которая может быть освящена и через которую можно освящаться; страстное стремление жить созерцательной жизнью в миру; глубокое чувство Богосыновства (христианин - сын Божий во Христе) как фундамент всего духовного здания; четкое понимание Божественной Литургии как средоточия внутренней жизни; любовь к свободе в сочетании с личной ответственностью; дух понимания и солидарности со всем человечеством.

а) Освящение в миру

Основной характеристикой духовности Опус Деи является убежденность в том, что обычные христиане, живущие в миру, призваны к святости и апостольскому служению, но без отхода от мира. То есть - их призвание реализуется именно через профессиональную, семейную и социальную жизнь. "Существеннейшей характеристикой Опус Деи является то, что Дело Божие никого не вырывает из привычной жизни… Дело Божие призывает каждого исполнять свои обязанности, свою миссию в Церкви и в обществе как можно совершеннее", - говорил Эскрива.

Члены Опус Деи - отнюдь не те люди, которые, отрешась от мира, возвращаются в него как доктора, чиновники, рабочие и так далее. Они и есть доктора, чиновники и рабочие с присущими им ментальностью и гордостью за свою работу, которую они осуществляют вместе с коллегами и которая для них - путь к Господу. "Чтобы понять Опус Деи, лучше всего вспомнить первых христиан. Они исполняли свое христианское предназначение в поисках истинного совершенства, к чему были призваны самим фактом крещения" (Беседы с отцом Эскрива, 24).

б)Освящение повседневного труда

Одним из основных принципов Опус Деи является признание того, что повседневный труд - реальность, которая может быть освящена и в которой люди могут освящаться. Среди множества трудов Эскривы есть два очень важных текста: "Мы должны напомнить христианам замечательные слова из Книги Бытия: человек рожден для того, чтобы трудиться. Нам следует подумать о примере Христа, который большую часть Своей земной жизни работал как сельский ремесленник. Мы любим эту Его работу, которую Он выбрал, чтобы заработать на жизнь, и которую Он выполнял с радостью и освятил. В работе, в созидательном труде мы видим не только одну из величайших человеческих ценностей, не только необходимейшее средство достижения прогресса и установления справедливости, но также и свидетельство любви Бога к Своим созданиям, любви человека к ближним своим и к Богу, средство достижения совершенства, путь к святости". "Люди, полагающие, что мы поворачиваемся спиной к работе, когда строим здание духовной жизни, не понимают сути нашего призвания. Для нас работа есть специфическое средство достижения святости. Мы живем созерцательной жизнью в миру. Другими словами, наша внутренняя жизнь опирается на нашу внешнюю трудовую жизнь и питается ею. Мы не отделяем духовную жизнь от апостольского служения. Наша повседневная работа никак не может помешать нашей молитве, и молитва, как биение сердца, не отвлекает нас от наших трудов, чем бы мы ни занимались" (Письмо, Рим, 15-V-1948; Ср. Беседы с отцом Эскрива, 20, 114, 116).

Незадолго до того, как стать Папой под именем Иоанна Павла I, кардинал Лючиани писал в венецианской "Ил Газзеттино" о призыве основателя Опус Деи: "Эскрива с Евангелием в руках всегда говорил: "Христос не требует от нас немного святости. Он требует много святости. Но Он хочет, чтобы мы достигли ее не через совершение чего-то необыкновенного, а через самую обыденную деятельность". Святой Франциск Сальский также отстаивал святость для всех, но он скорее говорил о "духовности для мирян", в то время как Эскрива проповедует "мирскую духовность". Иными словами, святой Франциск предлагал мирянам воспользоваться для достижения святости теми же средствами, к которым прибегают монашествующие. Эскрива же значительно радикальнее - он говорит о "материализации" (в хорошем смысле этого слова) поиска святости. Для него сам повседневный труд должен превратиться в молитву, в путь к святости" (Ил Газзеттино, 25-VII-78).

в) Любовь к свободе

В духовности Опус Деи любовь к свободе проистекает из мирской ментальности, присущей Прелатуре, которая не только уважает разнообразие в мирских делах, но и всячески поощряет его. Любовь к свободе также вытекает из стремления жить настоящей христианской жизнью, поскольку христианство в существенной степени есть религия свободы. Как писал Эскрива, "Бог хочет, чтобы Ему служили свободно… Я никогда не понимал насилия. Оно непригодно для того, чтобы убедить, или для того, чтобы победить. Человек, принявший веру, всегда ощущает себя победителем. Против заблуждения надо бороться с милостью Божией, с молитвой, с любовью, с беспристрастными аргументами и тщательно обдумав дело. Если же кто-то попытается плохо отнестись к заблуждающемуся, то вы можете быть уверены: я буду внутренне подвигнут принять его сторону и разделить его судьбу во имя любви к Богу". Апостольские начинания, осуществляемые членами Опус Деи всегда открыты для людей всех рас и социальных групп, без какой-либо дискриминации.

г) Жизнь в молитве и единении с Богом

Святость в потоке повседневной жизни, освящение обычных трудов и обязанностей, духовное размышление о всех человеческих реалиях в атмосфере любви к свободе для всех - все эти черты духовности Опус Деи поддерживаются благочестием и единением с Богом, осуществляемым через молитву и Евхаристию.

Согласно духовности Опус Деи, все человеческие реалии - работа, общение с другими людьми - могут быть обращены в молитву. "Христианин должен жить в постоянной молитве, стараясь ощущать Богоприсутствие с утра до вечера и с вечера до утра, - писал Эскрива. - Христианин никогда не бывает одинок, потому что он живет в постоянном общении с Богом, находящимся одновременно и на небесах, и рядом с нами" (Христос проходит рядом, 116).

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home