Турецкая Республика Северного Кипра

Турецкая Республика Северного Кипра (ТРСК) (тур. Kuzey Kıbrıs Türk Cumhuriyeti (KKTC)) — самопровозглашённое государство, занимающее северную треть острова Кипр. С 1975 по 1983 эта территория носила название Турецкое Федеративное Государство Северного Кипра.

Kuzey Kıbrıs Türk Cumhuriyeti
Государственный язык Турецкий
Столица Никосия (Лефкоша) (35°10′28″ с. ш. 33°21′25″ в. д. (G))
Основатель Рауф Денкташ (Rauf Denktaş)
Президент Мехмет Али Талат
Премьер-министр Ferdi Sabit Soyer
Площадь
 — Всего
 — % водн. пов.

3 355 км²
2,7 %
Население
 — Всего (2005)

229 210
ВВП
 — Всего
 — ВВП на душу насел.
(2004)
$1 766 млн.
$8 095 (номинальный)
Независимость
 — Провозглашена
 — Признана

15 ноября 1983
Турцией и ОИК
Валюта Турецкая лира 1
Часовой пояс
 летом
Восточно-Европейское Время (UTC+2)
Восточно-Европейское Летнее Время (UTC+3)
Национальный гимн İstiklâl Marşı
Интернет-домен .nc.tr
Тел. префикс +90 392

1 С 1 января 2005 Новая турецкая лира (Yeni Türk Lirası) сменила старую турецкую лиру.

Турция — единственная страна, признавшая Северный Кипр. Согласно международному праву, Республика Кипр сохраняет суверенитет над всей территорией, входившей в её состав до 1974. Именно этого мнения придерживаются все другие государства и ООН.

Население Северного Кипра составляет около 200 тыс., проживающих на площади 3 355 кв. км. (включая небольшой эксклав Коккина (тур. Erenköy). Подавляющее большинство населения — этнические турки, представляющие две общины: местные турки-киприоты и анатолийские турки, переселенцы из Турции. Присутствует также небольшая доля живущих в своих анклавах греков-киприотов и маронитов.

Столицей ТРСК считается северная часть города Никосия (тур. Lefkoşa, греч. Λευκωσία) — столицы Республики Кипр.

Большинство греческих жителей Северного Кипра в результате событий 1974 были вынуждены бежать на юг; одновременно из страны эмигрировали многие турки-киприоты, которые в настоящее время проживают в основном в Западной Европе, в то время как их дома и имущество достались иммигрантам из Турции.

ТРСК отделена от остальной части Кипра буферной зоной. Линию, разделяющую остров на два сектора (так называемая «Зелёная линия» — англ. Green Line), охраняет контингент Вооружённых сил ООН по поддержанию мира на Кипре (ВСООНК).

Содержание

История Республики Кипр и ТРСК

1960 — создание Республики Кипр — Республика Кипр была создана после предоставления Кипру независимости от Великобритании. Греческой и турецкой общинам были предоставлены равные возможности участия в управлении новым государством. Им были выделены места в правительстве и гражданских институтах власти. Гарантами существования нового государства в соответствии с Договором 1960 года о гарантиях стали Великобритания, Греция и Турция.


1963 — межобщинный конфликт и конституционный кризис — В декабре 1963 правительство Кипра распалось. Начался конфликт между греками и турками-киприотами. Турки-киприоты лишились правительственных постов. С продолжением конфликта турки-киприоты, проживавшие в сельских районах, оказались блокированы греками в местах компактного проживания. Такое положение длилось 11 лет, до раздела острова. В этот период между общинами происходили многочисленные конфликты. Несколько раз это приводило к тому, что Турция и Греция оказывались на грани войны, особенно во время инцидента в городе Коккина (Erenköy), а также в 1967, когда греки напали на турецкие районы на юге острова.


1974 — переворот в Греции и турецкое вторжение — В июле 1974 при поддержке греческой военной хунты на острове произошёл военный переворот. Президент Макариос был отстранён от власти, а контроль над островом перешёл к Никосу Сампсону, представителю греческой подпольной организации EOKA-B (выступавшей за присоединение Кипра к Греции — энозис). В качестве ответной меры на Кипр были введены турецкие войска в соответствии с Договором 1960. В результате турецкой силовой акции военный переворот потерпел поражение, что, в свою очередь, привело к падению греческой военной хунты и восстановлению архиепископа Макариоса у власти. Турция, однако, отказалась вывести войска, сославшись на необходимость оказать защиту киприотам турецкой национальности. Этот отказ был воспринят международным сообществом как нарушение Договора о гарантиях. Остров Кипр в результате оказался разделённым на Север, контролируемый Турцией, и Юг, контролируемый греками-киприотами.


1975 — от федерации к независимости — В 1975 было провозглашено Турецкое Федеративное Государство Северного Кипра. Это была своего рода попытка поставить греков перед необходимостью пойти на создание федеративного вместо унитарного государства. Эта идея не нашла поддержки ни у Республики Кипр, ООН ни у международного сообщества. После 8 лет переговоров с Республикой Кипр Север объявил о своей независимости в 1983. Новое самопровозглашённое государство стало называться Турецкой Республикой Северного Кипра. Декларация независимости Турецкой Республики Северного Кипра, однако, была отклонена как Республикой Кипр, так и ООН.

Политика

Примечание:Турецкая Республика Северного Кипра не признаётся ни одним членом международного сообщества, кроме Турции (сама Турция при этом не признаёт легитимности правительства Республики Кипр). В связи с вышеуказанным не могут признаваться легитимными никакие созданные в ТРСК органы власти и государственные посты.


Согласно Конституции ТРСК, она представляет собой демократическую республику, управляемую президентом, избираемым на пятилетний срок. Законодательный орган — Палата представителей (тур. Temsilciler Meclisi), состоящая из 50 членов, выбираемых посредством пропорциональных выборов в пяти избирательных округах.

На выборах в феврале 2005 Турецкая республиканская партия, выступающая за воссоединение Кипра, заняла наибольшее количество мест в парламенте, но не сумела достичь подавляющего большинства.

Международный статус

Международное сообщество, за исключением Турции, не признаёт Северный Кипр как независимое государство. (независимость ТРСК признала также Автономная Республика Нахичевань (Азербайджан), но сам Азербайджан не поддержал этого решения). Организация Исламская Конференция предоставила ТРСК статус части федеративного государства (англ. constituent state) и наблюдателя.

Переговоры об объединении острова идут уже давно, но пока не принесли плодов. Последняя попытка провалилась на референдуме, который прошёл на острове под эгидой ООН 26 апреля 2004. Против объединения проголосовали 75 % греков-киприотов, в отличие от турок-киприотов, большинство из которых поддержали объединение на основе плана, предложенного Генеральным секретарём ООН Кофи Аннаном (следует признать, однако, что в референдуме участвовали не только турки-киприоты, но и переехавшие на Кипр переселенцы из Турции, при этом, по мнению греческих властей Республики Кипр, их число уже превышает численность самих турок-киприотов).

План кипрского урегулирования, предложенный ООН (План Аннана — англ. Annan Plan), предусматривал создание на острове двухобщинного и двухзонального государства вместо единой Республики Кипр, что, по мнению греков, означало бы фактическое признание турецкой оккупации северной части острова путём отмены всех предыдущих резолюций Совета Безопасности ООН по Кипру.
По этому плану Турция получала право сохранить свой военный контингент на острове. Более того — предусматривалось юридическое узаконивание договоров, заключённых ранее Турецкой Республикой Северного Кипра и Турцией, которые, в частности, давали турецким войскам право использовать все кипрские гавани, производить передвижения по всему острову и выполнять полёты турецких ВВС над всей территорией Кипра.
Турецкая сторона получала бы право вето в объединённом правительстве Кипра. При этом все госструктуры объединённого Кипра на 95 % должны были финансироваться греческой стороной. Ограничивались права греков на операции с собственностью в северной части острова до тех пор, пока уровень жизни двух общин не сравняется.

1 мая 2004 греческая часть Кипра вступила в Евросоюз. Все льготы и премущества, которые Кипр получил от вступления в эту организацию, распространяются лишь на его греческую часть. Евросоюз продолжает рассматривать Северный Кипр как территорию ЕС, находящуюся под иностранной военной оккупацией, а поэтому на неё до момента достижения окончательного урегулирования не распространяются законы и льготы ЕС. Кипру в Европейском парламенте выделено 6 мест — из расчёта населения всего острова.

Сам Кофи Аннан отметил, что после референдумов официальные контакты между руководителями греческой и турецкой общин прекратились, а надежды на то, что вступление Кипра в Европейский союз ускорит процесс всеобъемлющего урегулирования, не оправдались.

Транспорт и связь

Из-за своего статуса Северный Кипр сильно зависит от военной и экономической помощи Турции. В качестве валюты там используется новая турецкая лира. Все экспортно-импортные операции (и связь) осуществляются через Турцию. Для осуществления международных телефонных звонков используется турецкий телефонный код +90 392, в интернете домен Северного Кипра является доменом второго уровня .nc.tr под турецким доменом первого уровня .tr, а обычная почта должна адресоваться через Мерсин 10 (Турция), так как Международный почтовый союз не признаёт Северный Кипр как отдельное государство.

Полёты на Северный Кипр затруднены, так как оба аэропорта, расположенные там — тур. Geçitkale (греч. Lefkoniko) и тур. Ercan (греч. Tymbou) — признаются как легальные аэропорты въезда в страну только в Азербайджане и Турции, поэтому любой самолёт, направляющийся на Северный Кипр, должен сначала приземлиться в одной из этих стран.

Морские порты Северного Кипра объявлены Республикой Кипр закрытыми для всех судов со времени турецкого вторжения 1974. Турция игнорирует данное заявление. Суда, зарегистрированные на Северном Кипре, имеют свободный доступ к морским портам Турции, тогда как корабли под флагом Республики Кипр в них не допускаются, несмотря на подписанное соглашение о таможенном союзе между ЕС и Турцией. Европейский союз потребовал от Турции снять запрет на доступ кипрских судов и самолётов к портам и аэропортам Турции, а также признать Республику Кипр в качестве одного из условий вступления Турции в Евросоюз.

Всем, кто получил статус гражданина Северного Кипра, может быть отказано в разрешении на въезд в Республику Кипр или в Грецию, хотя это ограничение было несколько смягчено после вступления Кипра в ЕС и осуществления Республикой Кипр ряда мер по укреплению доверия. Власти Республики Кипр разрешают беспрепятственный проход желающих через «Зелёную линию» в Никосии и на нескольких других пропускных пунктах, поскольку власти ТРСК не требуют въездной визы и не проставляют в их документах отметки о пребываниина территории ТРСК.

См. также

Ссылки


 
Тюркские государства и административно-территориальные образования

Азербайджан | Казахстан | Киргизия | Турция | Туркменистан | Узбекистан

Непризнанное государство: Северный Кипр¹

Исчезнувшие государства: Бухарское ханство | Восточный Туркестан | Кокандское ханство | Османская империя | Хивинское ханство

Тюркские административно-территориальные образования: Республика Алтай | Башкортостан | Баян-Ольгейский аймак | Восточный Туркестан | Гагаузия | Дагестан | Долгано-Ненецкий автономный округ | Илийско-Казахская автономная область | Кабардино-Балкарская Республика | Каракалпакстан | Карачаево-Черкесская Республика | Крым | Кызылсу-Киргизская автономная область | Нахичевань | Саха (Якутия) | Татарстан | Тыва | Хакасия | Чувашия | Южный Азербайджан

¹Турецкая Республика Северного Кипра признана только Турцией

Организация Исламская конференция
Азербайджан | Албания | Алжир | Афганистан | Бангладеш | Бахрейн | Бенин | Бруней | Буркина-Фасо | Габон | Гайана | Гамбия | Гвинея | Гвинея-Бисау | Джибути | Египет | Индонезия | Иордания | Ирак | Иран | Йемен | Казахстан | Камерун | Катар | Киргизия | Коморы | Кот д’Ивуар | Кувейт | Ливан | Ливия | Мавритания | Малайзия | Мали | Мальдивы | Марокко | Мозамбик | Нигер | Нигерия | ОАЭ | Оман | Пакистан | Палестина | Саудовская Аравия | Сенегал | Сирия | Сомали | Судан | Суринам | Сьерра-Леоне | Таджикистан | Того | Тунис | Туркменистан | Турция | Уганда | Узбекистан | Чад
Государства-наблюдатели: Босния и Герцеговина | ЦАР | Россия | Таиланд
Мусульманские организации и общины — наблюдатели: Национально-освободительный фронт Моро | Турецкая Республика Северного Кипра
Международные организации — наблюдатели: Организация экономического сотрудничества | Организация африканского единства | Лига арабских государств | Движение неприсоединения | ООН


Страны Азии
Афганистан | Бангладеш | Бахрейн | Бруней | Бутан | Восточный Тимор | Вьетнам | Израиль | Индия | Индонезия | Иордания | Ирак | Иран | Йемен | Камбоджа | Катар | Кипр | Киргизия | Китай | КНДР | Кувейт | Лаос | Ливан | Малайзия | Мальдивы | Монголия | Мьянма | Непал | ОАЭ | Оман | Пакистан | Саудовская Аравия | Сингапур | Сирия | Таджикистан | Таиланд | Туркмения | Узбекистан | Филиппины | Шри-Ланка | Южная Корея | Япония
Непризнанные государства (де-факто независимые): Вазиристан | Палестина | Тайвань | Тамил-Илам
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home