Чужой (фильм)

Чужой
Alien
Жанр фантастика
Рейтинг [[Система рейтингов Американской киноассоциации|]]
Режиссёр Ридли Скотт
Продюсер Гордон Кэрролл
Дэвид Гайлер
Уолтер Хилл
Автор
сценария
Дэн О'Бэннон
Рональд Шасетт
В главных
ролях
Том Скерритт
Сигурни Уивер
Джон Хёрт
Яфет Котто
Вероника Картрайт
Иэн Холм
Гарри Дин Стэнтон
Оператор Дерек Ванлинт
Композитор Джерри Голдсмит
Кинокомпания 20th Century Fox
Brandywine Productions
Длительность 117 мин.
Бюджет ок. 11 милл. долларов
Страна Великобритания
Год 1979
Приквел
Сиквел
IMDb {{{IMDbLink}}}
IMDb ID 0078748

«Чужой» (англ. Alien, 1979) — классический британский научно-фантастический фильм ужасов Ридли Скотта. Не рекомендуется просмотр детям и подросткам моложе 16 лет.

Содержание

Сюжет

Космический грузовик «Ностромо» транспортирует к Земле груз руды. Команда погружена в криосон (анабиоз). Когда автоматика корабля переводит камеры криосна в режим пробуждения, проснувшиеся члены экипажа поначалу полагают, что рейс окончен и корабль находится вблизи Земли. Однако очень скоро обнаруживается, что «Ностромо» находится в системе ζ-2 (Дзета-2) созвездия Сетки возле планеты LV-426. Компьютер корабля прервал рейс, получив с этой планеты регулярный радиосигнал. В соответствии с базисными инструкциями, команда обязана исследовать источник сигнала, спустившись с орбиты на шаттле.

После посадки шаттла на поверхность планеты к источнику сигнала отправляются шкипер «Ностромо» Даллас (Том Скерритт), его помощник Кейн (Джон Хёрт) и штурман Ламберт (Вероника Картрайт). Они обнаруживают потерпевший крушение грандиозный звездолёт неизвестной цивилизации. Исследуя корабль, Кейн спускается в трюм и видит там что-то вроде кладки странных кожистых яиц. Одно из этих яиц, почувствовав его пристутствие, раскрывается и Кейна атакует выскочившее из яйца неизвестное существо, которое прожигает шлем его скафандра и присасывается к его лицу.

Даллас и Ламберт относят находящегося в коме Кейта к шаттлу, на мостике которого дежурит Рипли (Сигурни Уивер). Узнав, что Кейн заражён неизвестным биологическим организмом, Рипли отказывается впустить группу в шаттл, следуя требованию устава об обязательном суточном карантине. Однако судовой медик Эш (Иэн Холм) игнорирует решение Рипли и вручную открывает шлюз, вопреки всем правилам впуская группу в шаттл без карантина.

После возвращения на «Ностромо» Эш и Даллас проводит первичное исследование и выясняют, что присосавшийся к лицу Кейна инопланетный организм не даёт ему выйти из комы, но поддерживает его дыхание. Попытки снять организм не удаются. Выясняется, что даже малейшее повреждение организма опасно — брызнувшая из него кровь, реагируя с воздухом, мгновенно преобразуется в сильнейшую кислоту, которая способна прожечь внутренние перекрытия звездолёта на несколько уровней.

Через некоторое время Эш обнаруживает, что странное существо освободило Кейна и, похоже, умерло. Кейн вскоре приходит в себя. Кажется, всё обошлось. Экипаж готовится снова лечь в криокамеры, но во время «праздничного ужина» у Кейна вдруг начинается приступ. Он опрокидывается на стол и из его тела, пробивая грудную клетку, выбирается небольшая жутковатая тварь, которая скрывается в лабиринтах огромного корабля.

Похоронив Кейна в открытом космосе, Даллас и другие члены экипажа отправляются на поиски твари. Они совершенно не готовы к тому, что за считанные часы существо («Чужой») выросло до размеров больше взрослого человека. Первым погибает механик Брэтт (Гарри Дин Стэнтон), вслед за ним без вести пропадает в вентиляционной шахте Даллас. Командование «Ностромо» и доступ к бортовому компьютеру переходит к лейтенанту Рипли. Она обнаруживает, что у компьютера есть скрытые сверхприоритетные инструкции — в случае обнаружения инопланетного организма, корабль должен доставить его на Землю, даже если для этого придётся уничтожить команду. Рипли решает эвакуировать команду с корабля и «Ностромо» дать приказ на самоуничтожение. Медик Эш, который оказывается роботом-синтетом, сходит с ума из-за неразрешимого на уровне логики конфликта приоритетов и пытается убить Рипли; однако пришедший ей на помощь механик Паркер (Яфет Котто) выводит синтета из строя.

Ламберт и Паркер переносят в спасательную капсулу необходимые приборы и запасы, а Рипли отправляется в рубку, чтобы запустить процедуру самоуничтожения корабля. Чужой нападает на Ламберт и Паркера и убивает их, перекрывая для Рипли путь к спасательной капсуле. Отменить уже запущенную процедуру самоликвидации корабля Рипли уже не успевает. В конце концов, она всё-таки пробирается в спасательную капсулу и успевает отойти от «Ностромо» до того, как взрыв реакторов уничтожает звездолёт.

Готовясь к погружению в криосон, Рипли вдруг обнаруживает спрятавшегося в капсуле Чужого. Ей удаётся надеть скафандр, разгерметизировать капсулу и вытолкнуть тварь в открытый космос.

Рипли погружается в криосон, который должен продлиться до тех пор, пока её спасательная капсула не будет обнаружена.

В ролях

  • Сигурни УиверЭллен Рипли
  • Том Скерритт — Даллас
  • Яфет Котто — Паркер
  • Джон Хёрт — Кейн
  • Вероника Картрайт — Ламберт
  • Гарри Дин Стэнтон — Брэтт
  • Иэн Холм — Эш

Интересные факты

  • Первым рабочим названием фильма было «Звёздный зверь» (Star Beast).
  • Первоначально предполагалось, что режиссёром фильма станет Уолтер Хилл.
  • В ранней версии сценария Рипли был мужчиной.
  • В версии сценария Дэна О’Бэннона не было Эша. Он появился в сценарии сначала как обычный человек, но затем по предложению продюсеров Уолтера Хилла и Дэвида Гайлера его сделали роботом-синтетом.
  • На роль лейтенанта Рипли сначала была приглашена Вероника Картрайт.
  • Разработку внешнего облика Чужого и интерьеров инопланетного звездолёта делал известный швейцарский художник Г. Р. Гигер. Его концепции по мере подготовки несколько раз пересматривались из-за их слишком ярко выраженного сексуального смысла.
  • Идея, что кровь Чужого может иметь свойства кислоты, принадлежит художнику Рону Коббу.
  • Первоначально предполагалось, что звездолёт будет называться «Снарк». Затем он был переименован в «Левиафан», и лишь затем стал «Ностромо» (аллюзия на одноимённый роман Джозефа Конрада).
  • Когда студия 20th Century Fox ознакомилась со сделанной Ридли Скоттом поэпизодной раскладкой фильма, производственный бюджет проекта был сразу же увеличен в два раза.
  • Во время съёмок фильма Ридли Скотт добился подчёркнутой естественности персонажей в том числе благодаря тому, что дал возможность актёрам импровизировать свои диалоги.
  • Для изготовлении лицевой части маски Чужого был использован настоящий человеческий череп.
  • Механизированную голову Чужого создал итальянский мастер спецэффектов Карло Рамбальди.
  • Для съёмок была изготовлена модель Чужого и два костюма, в одном из которых снимался двухметровый масай Боладжи Бадеджо, а во втором, более гибком, снимался каскадёр Эдди Пауэлл.
  • При съёмках была опробована и отвергнута идея сделать Чужого прозрачным или полупрозрачным.
  • Сцена, когда тварь вылезает из груди Кейна, не была предварительно описана актёрам в деталях. Вероника Картрайт не знала, например, что на неё струёй брызнет кровь, и её реакция в кадре была совершенно непроизвольной. Сцена была снята на четыре камеры за один дубль.
  • По слухам, Ридли Скотт хотел снять гораздо более мрачный финал, в котором Чужой убивал Рипли, садился в пилотское кресло и начинал вызывать Землю её голосом.
  • Первоначальный монтаж фильма составлял 3 часа 12 минут.
  • Альфред Ван Вогт выдвинул против создателей фильма судебный иск, обвинив их в заимствовании сюжета его рассказа «Discord in Scarlet» (1939), но проиграл слушания.
  • В 2002 году фильм, как имеющий большое художественное значение, был внесен в Национальный кинорегистр США.
  • В 2003 году выпустил режиссёрскую версию фильма, в которой были добавлены несколько существенных сцен — например, сцена, в которой Ламберт нападает с кулаками на Рипли после того, как та не хотела впускать её с Далласом и Кейном на шаттл; сцена, в которой Рипли находит Далласа, вмурованного в «гнездо» Чужого и сжигает его огнемётом и другие.

Продолжения

Премии и призы

  • Международный кинофестиваль в Сан-Себастьяне (1979), премия «Серебряная раковина»:
    • Лучшая операторская работа и спецэффекты
  • Премия британской киноакадемии:
    • Лучший саундтрек
    • Лучшая работа художника-постановщика


Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home