Лакхнау

Лакхнау (Индия, хинди: लखनऊ; урду: لکھنو;) — столица штата Уттар-Прадеш, в 516 км на восток от Дели. Население 1,8 млн. человек. Является административным, научным и культурным центром. Расположена на реке Гомати.

Содержание

Индийский эпос

Хотя Лакхнау известен еще с незапамятных времен и по легенде получил свое название по имени Лакшмана - младшего брата Рамы, верного соратника в битве с демоном Раваной (События отражены в древней индийской эпической поэме Рамаяна), важное историческое значение Лакхнау приобретает только в 16 веке.

История

В 1528 году город захватывает Бабур, первый могольский правитель Индии. Его внук Акбар делает Лакхнау частью области Авадх. В 1732 году Мохаммед Шах, один из последних могольских императоров, назначил Мохаммеда Амир Саадат Хана вице-королем области. Саадат Хан становиться основателем династии, теперь известной как Навабы. Лакхнау помнят прежде всего в связи с испытанием, пережитым его британскими жителями во время пятимесячной осады в 1857 г. Однако ранее город был свидетелем последних бурных дней мусульманского правления в Индии, незадолго до последней капитуляцией перед британцами. В действительности, смещение британцами на короткое время последнего наваба Авадха Ваджид Али Шаха, обычно перечисляют среди основных причин “Мятежа”. Сегодня поблекшие монументы 19 в. Лакхнау все еще носят следы вооруженной борьбы и разрушений, причиненных британской армией. Центр мусульманской власти с середины 18 в., по мере все большего ослабления могольской империи постепенно перемещался из Дели в Авадх. Но наиболее быстрый рост города начинается тогда, когда четвертый и самый известный наваб Асаф-уд-Даула переносит столицу области Авадх, из Фаизабада в Лакхнау (по одной из версий, чтобы избавиться от диктата своей матери). Это происходит в 1775 г. Этот момент также можно назвать точкой начала развития города в качестве культурной столицы Северной Индии. Праздность и упадничество последних навабов Авадха вошли в Индии в поговорку, но при их правлении процветали искусства. Авадх превратился в притягательный магнит для поэтов и художников, индусы и мусульмане работали вместе, стимулируемые богатством и большим количеством свободного времени. Лакхнау являлся также важным центром шиитской культуры и исламской юриспруденции с законодательной школой Фаранги Махал, привлекающей студентов даже из Китая и Центральной Азии. Благодаря навабам-шиитам сформировались новые ритуалы веры — ежегодные процессии Мухаррам в память о мученичестве Хуссейна и двух его сыновей, развившиеся до уровня сложных процедур с тазия — сделанными из бумаги изображениями святилища шиитского имама в Карбале в южном Ираке, которые несут на похороны. Во время остальной части года изображения находятся в Имамбарах (“домах Имама”), которые варьируют от скромных комнат в бедных шиитских домах до Великой Имамбары, построенной Асафом-уд-Даулой в 1784 г.

Достопримечательности

Необыкновенные монументы из песчаника, в настоящее время затерянные в современном Лакхнау, все еще стоят молчаливыми свидетелями эйфорической атмосферы этой уникальной культуры. Также выделяются здания, построенные по европейским образцам, часто украшенные аркбутанами, башенками, куполами и цветочными узорами; но кирпич и известковый раствор, из которых они были построены, показывает, что они стареют, так же как и более ранние каменные постройки, и старый Лакхнау буквально рассыпается на глазах. Большая часть достопримечательностей Лакхнау расположено вдоль южного берега Гомти или рядом с ним. В Лакхнау развивается свой архитектурный стиль, один из самых интересных образцов позднего индо-мусульманского искусства. В 1784 году строится Бара (Большая) Имамбара одно из самых грандиозных сооружений города. В постройке здания принимало участие 22.000 человек. Весь комплекс состоит из нескольких зданий. В него входит мавзолей Асаф уд Даулы и его семьи, могила некоего святого и великолепная мечеть Асафи Масджид с множеством минаретов, расположенная на широкой площади. Комплекс обнесен стеной, в которую встроены большие, украшенные орнаментом ворота Руми Дарваза (Турецкие ворота), построенную по образцу одних из ворот Азия Минор в Стамбуле (известных в исламском мире времен Византии под названием “Руми”). по обеим сторонам которых, высятся прекрасные тонкие минареты. Центр ворот украшен изображением двух рыб княжеским гербом, который можно встретить практически на всех навабских постройках. Мавзолей Бара Имамбара широко известен своими тремя громадными сводчатыми залами. Один из которых является самым большим в Азии (длина 49,4 м, ширина 16,2 м, высота 15 м). Зал сделан без каких-либо внешних деревянных, железных или каменных балок, поддерживающих свод весом около 20.000 тонн. Недалеко от центрального моста через реку лежит современный коммерческий центр Хазратгандж, на севере которого на берегу реки стоит Имамбара Шах Наджафа. Далее на запад, за руинами Резиденции, дорога проходит мимо величественной Бара Имамбары и ведет через большие ворота Руми Дарваза к Имамбаре Хуссейнабад (Имамбара Чхота). К югу от нее, между Хазратганджем и Чарбагхом, путаница оживленных улочек и симпатичных рынков составляет старый городской район Аминабад. Немного дальше на запад находится богато изукрашенная Имамбара Хуссейнабад, известная также как Имамбара Чхота (Chota) (“малая”), или Дворец Огней, которую так называют из-за сказочного внешнего вида, когда по особым случаям ее специально наряжают и освещают. Приподнятый над землей водоем перед ней, путь к которому лежит через просторный внутренний двор, также служит созданию общей праздничной атмосферы. Над всем ансамблем, среди минаретов, маленьких куполов и арок и даже грубой миниатюры Тадж Махала, возвышается центральный позолоченный купол. В Имамбаре, построенной в 1837 г. Мухаммад Али Шахом (1837 - 42 гг.), частично с целью облегчить голод путем предоставления работы беднякам, находится отделанный серебром трон и гробницы важных лиц Авадха. На западе от Имамбары в окружении руин возносятся в небо два минарета и три купола Джами Масджид, строительство которой было закончено после смерти Мухаммад Али Шаха, куда не впускают немусульман. К Бара Имамбаре примыкает и возвышается над ней Мечеть Асаф-уд-Даулы, расположенная на двухъярусном цоколе из сводчатых галерей с двумя высокими минаретами. Она также закрыта для не мусульман. Среди шума и суеты современного Лакхнау монументы 19 в. в районе Кайсарбагха на юге от Резиденции стоят забытые и заброшенные. Уже исчезли большие глыбы Дворца Кайзарбагх, построенного в 1850 г. Ваджид Али Шахом, который должен был стать восьмым чудом света. Музей Народного Искусства в Кайзарбагхе представляет собой большой зал, в котором представлены образцы современного искусства Уттар Прадеш. Развалины Резиденции покоятся в мире среди живописных садов на юго-востоке от Моста Хардинг — руины, оставшиеся после битвы точно в таком же состоянии, какими они были после снятия осады 17 ноября 1857 г. Ее поврежденная пушечным ядром башня стала памятником упорству британцев в Индии и осталась таковой даже после Независимости. Сейчас в мирном и спокойном Сикандрабагхе разместился Национальный Ботанический Исследовательский Институт и прекрасный Ботанический Сад с оранжереями, питомниками, садами роз и бугенвилии и подстриженными лужайками. Недалеко от центра Хазратганджа расположился маленький зоопарк Лакхнау, который служит также в качестве парка развлечений, в котором при осмотре животных используется миниатюрный поезд. Если вы пройдете через обширную территорию зоопарка, то выйдете к Музею Штата, в котором представлены образцы изящной скульптуры из пятнистого красного песчаника Матхурской школы периодов Кушан и Гупта (1—6 вв. н.э.). Кроме скульптуры из Гандхары, Наланды и Шравасти, здесь имеется галерея терракотовых изделий и даже одна египетская мумия. Музыкальные инструменты, картины и костюмы создают особую атмосферу Галереи Авадха, а отдел естественной истории - просто мечта таксидермиста.

Исполнительские искусства Лакхнау

В 18 и 19 в. в мусульманском Лакхнау сформировалось поразительное разнообразие музыкальных и танцевальных форм, которые и по сей день выделяются среди сценических искусств северной Индии. Этот период считается «Золотым Веком» исполнительской культуры Индии. Помимо музыкантов двора и просто придворных, среди которых были и некоторые из самих навабов, в культурной жизни города немаловажную роль играли тавайф (куртизанки), которые становились искусными поэтессами, танцовщицами и певицами. В то время как основой классической музыки оставались стили дхрупад и кхаял, высокого уровня развития достигли тхумри - лирические песни, в стиле которых смешались классические раги и народные мелодии, а также стали широко популярны такие формы как дадра, таппа и хори, сформировавшиеся под влиянием народных традиций. Их называют “полуклассической” или “легкой” классической музыкой. Катхак (Kathak) — основной жанр северо-индийского классического танца, развился во время правления таких навабов как Шуджа-уд-Даула (1756 - 75 гг.) и Асаф-уд-Даула (1775 - 97 гг.). Тема Кришны, резвящегося с девушками-молочницами стала особенно популярной в сюжетных представлениях; технически катхак основывается на сильных и энергичных движениях ног, сложных ритмических композициях, сопровождающихся игрой на табле — паре барабанов. Некоторые из великих школ танца и музыки Авадха, в том числе расположенные в Лакнау, Фарракхабаде и Рампуре, постепенно становятся частью новой системы покровительства искусствам, зависимой теперь от среднего класса. Феcтиваль Лакхнау, который проходит в феврале, дает приезжим прекрасную возможность познакомиться с образцами живых городских традиций музыки и танца.

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home