Ибн Хордадбех

Абу-ль-Касим Убайдаллах ибн Абдаллах ибн Хордадбех Ибн Хурдазбих (ок.820 — ок. 912/913 по др. данным 885)

Арабский географ. По происхождению перс. Его «Книга путей и стран» («Китаб ал-масалик ва-л-мамалик») — первый дошедший до нас образец жанра арабской описательной географии. Содержит многочисленные сведения по истории и топонимике Халифата и окрестных стран, самые ранние в арабской географии упоминания о русах и славянах.

Биография

Выходец из знатного рода Табаристана. Его дед был зороастрийцем, но перешёл на службу халифам и обратился в ислам. Его отец Абдалла в 816819 являлся правителем Табаристана и прославился как храбрый полководец. Известно, что он был образованным и дал подобающее воспитание сыну.

Благодаря своему знатному происхождению и образованности Ибн Хордадбех занял пост начальника почт в области ал-Джабал (северо-западный Иран). В его обязанности входил детальный сбор сведений о подопечной области. Вероятно, на этой должности он составил черновой вариант своей работы. Некоторое время жил в Самарре. Дослужился до начальника всего почтового ведомства Халифата, последние годы жизни провёл в Багдаде. Биографию Ибн Хордадбеха приводит библиограф Х века Ибн ан-Надим. Кроме дошедшей до нас «Книги путей и стран» он называет ещё семь сочинений Ибн Хордадбеха:

  • «Книга о культуре музыкального восприятия» («Китаб ал-адабу-с-сама’и»);
  • «Книга собрания генеалогий персов и их колоний» («Китаб джамхарат ансаб ал-фурс ва-н-навакил»);
  • «Книга о кулинарии» («Китаб ат-табахи»);
  • «Книга увеселения и удовольствий» («Китаб ал-лахв ва-л-малахи»);
  • «Книга об [искусстве]питья» («Китаб аш-шараб»);
  • «Книга об ориентации по звездам —ал-анва» («Китаб ал-анва»);
  • «Книга о собеседниках и приятелях» («Китаб ан-нудама’и ва-л-джуласа’и»)

Возможно, в этот список следует включить большой исторический труд, о существовании которого известно со слов Масуди. Это сочинение было доведено до конца правления халифа Му’тамида (892) и отличалось подробным описанием неарабских народов.

Книга путей и стран

По мнению большинства исследователей, труд создавался в два этапа: первый вариант был закончен в 846/847, а второй, дополненный, - не позднее 885/886. Согласно другой точке зрения, существовала только одна - последняя - редакция. Сохранившийся текст известен по трём рукописям и представляет собой сокращённый вариант произведения.

Сочинение предназначалось какому-то члену аббасидской династии - вероятно, наследнику. По его просьбе Ибн Хордадбех перевёл на арабский книгу Птолемея, а к ней в качестве дополнения приложил собственный путеводитель. Книга представляет собой краткое описание стран с указанием областей, дорог, торговых путей, расстояний между пунктами и сумм собираемых налогов. Обитаемый мир разделяется в соответствии с античной традицией на четыре части: Аруфи (Европу), Лубию (Ливию), Атиуфию (Эфиопию) и Аскутию (Скифию). Охвачена большая часть ойкумены от Испании до Китая и Индии. Центральное внимание уделено Халифату, имеется также подробное описание Византии, с упором на военную информацию. Встречаются популярные в арабской литературе занимательные рассказы о диковинках.

О Восточной Европе имеется спорадическая информация. Чёрное море в сочинении называется Хазарским, Каспийское — Джурджанским. Приведён интересный рассказ об арабской экспедиции к легендарной стене, запирающей народы Гога и Магога. Экспедиция стартовала из Багдада, дошла через Кавказ до Хазарии и оттуда последовала куда-то в Азию, возможно, достигнув Великой Китайской стены.

Особую ценность представляют самые ранние в арабской географии упоминания о славянах и русах. Посреди рассказа о маршрутах еврейских купцов раданитов, которые из Европы доходили до Китая, вставлено описание торгового маршрута русов. Он начинался от северных областей славян, шёл по Чёрному морю через владения Византии, затем по Дону и Волге к хазарскому городу Хамлидж у Каспийского моря, а оттуда до Джурджана и затем по суше на верблюдах до Багдада. Русы использовали славянских евнухов в качестве переводчиков и выдавали себя за христиан, чтобы платить меньшую подать. Кроме того Ибн Хордадбех при перечислении титулов правителей Земли называет славянский титул «кназ» и сообщает, что русы являются разновидностью славян.

Сам Ибн Хордадбех не путешествовал. Источниками сведений для него были архивы Багдада и сообщения современных информаторов: путешественников, воинов, купцов и дипломатов, побывавших в разных странах. Описание Византии он получил от Муслима ибн Абу Муслима ал-Джарми, который побывал в византийском плену и был освобождён в 845. Об экспедиции к стене Гога и Магога ему рассказал её руководитель Саллам ат-Тарджуман .

Ибн Хордадбех стал основоположником нового направления в арабской географии. Произведения, возникшие в рамках этого направления, начиная с него, посвящались описанию торговых магистралей и проживающих вдоль них народов. Самой ценной чертой этих произведений было то, что они опсновывались на современной информации, в противовес предшествующим сочинениям, которые базировались на книжной традиции, восходящей к Птолемею.

Труд Ибн Хордадбеха пользовался большой популярностью. Практически все последующие географы ссылались на него. Даже те, кто критиковал учёного за слишком большую краткость, признавали ценность и достоверность собранных сведений. Наиболее близки к нему сочинения авторов Х века Ибн ал-Факиха и Кудамы ибн Джафара.

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home