Весы (журнал)

Весы — научно-литературный и критико-библиографический ежемесячный журнал, выходивший в Москве в книгоиздательстве «Скорпион» с января 1904 по декабрь 1909 включительно.

Редактором-издателем его бессменно был С. А. Поляков. Одним из ближайших руководителей журнала был Валерий Брюсов, особенно в первые годы его издания. Главными сотрудниками с самого начала являлись: Андрей Белый, Вячеслав Иванов, К. Бальмонт, В. Розанов, Макс. Волошин, Д. Мережковский, Н. Минский, Фёдор Сологуб, Александр Блок, позднее Зинаида Гиппиус и она же под псевдонимом Антона Крайнего в качестве критика, М. Кузмин, Эллис и др. Кроме того сотрудничали: Н. Гумилёв, Ю. Балтрушайтис, Ю. Верховский, С. Городецкий, Борис Садовской, Ив. Рукавишников, Евг. Тарасов, Вс. Мейерхольд, Сергей Соловьёв и многие другие, не считая многочисленных иностранных сотрудников.

Инициаторы «ежемесячника» хотели создать в России чисто критический журнал по образцу западных изданий такого рода («Athenaeum», «Mercure de France», «Literarisches Echo»), но с конца 1905 в нём начали помещать беллетристику, и таким образом он превратился в журнал обычного у нас типа. Идейно «Весы» были боевым органом символизма в его различных ответвлениях. Сама редакция очень верно определила роль журнала как некоторого «шлюза», помогающего преодолению «мертвящего влияния материализма в искусстве» и поддерживающего «неразрывную связь с областями мистики, метафизики и религии» (№ 12 за 1909, обращение «К читателю»).

По признанию самой редакции, «Весов» в лице сотрудников совмещали «крайний эстетизм» раннего Бальмонта, «индивидуалистические созерцания» Брюсова, «универсальный дионисизм» Вяч. Иванова, «подчёркнутый мистицизм» З. Гиппиус, «романтические стремления» Блока, «синтетическое ницшеанство» А. Белого и «крайний бодлеризм» Эллиса. Если присоединить сюда мистику пола В. Розанова и религию Мережковского, то физиономия журнала определяется вполне.

В качестве органа русского декаданса «Весы» выступали с попытками критики марксизма (ст. Корнея Чуковского «Циферблат г. Бельтова», № 2 за 1906). Как орган художественных и религиозных исканий буржуазной интеллигенции «Весы» имели своих предшественников («Северный вестник», «Мир искусства», «Новый путь») и эпигонов («Золотое руно», «Аполлон») и являются богатейшим источником для изучения этих исканий благодаря целому ряду основных и боевых статей виднейших представителей различных течений символизма в пору высшего его расцвета и обширной библиографии по всем литературам.

Библиография

  • Чулков Георгий, «Весы», «Аполлон», № 7, 1910
  • Кузмин М., Художественная проза «Весов», «Аполлон», № 9, 1910
  • Гумилёв Н., Поэзия в «Весах», там же.
  • См. также ежегодные указатели в «Весах».

Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939.
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home