Шпиллер, Всеволод Дмитриевич

Всеволод Дмитриевич Шпиллер (14 июля 1902, Киев — 8 января 1984, Москва) — протоиерей. Деятель Русской православной церкви.

Содержание

Семья

Родился в семье архитектора Дмитрия Алексеевича Шпиллера. Сестра — певица, народная артистка России Наталья Дмитриевна Шпиллер (19091995). Жена — Людмила Сергеевна, урождённая Исакова. Сын — дирижёр, народный артист России Иван Всеволодович Шпиллер (19352003).

Доброволец Белой армии

Учился во Владимирском кадетском корпусе в Киеве. В конце октября 1917 участвовал в боях в Киеве на стороне правительственных войск против красногвардейцев. Был ранен. В 19181920 участвовал в Гражданской войне в составе Добровольческой армии, был произведён в офицеры.

Годы эмиграции

Эмигрировал в 1920 с армией генерала П. Н. Врангеля, жил в Константинополе, Галлиполи, в конце 1921 переехал в Болгарию. Как и многие русские офицеры, в эмиграции бедствовал, был вынужден поступить на работу в компанию, занимавшуюся извлечением и разрядкой снарядов, находившихся на затонувших близ болгарского побережья морских судах. Рисковал жизнью, занимаясь этой опасной работой. Предложил способ, облегчивший разрядку, после чего получил ответственный пост в данной компании. Заработанные деньги дали ему возможность получить высшее образование, поступив в университет в 1927.

Окончил богословский факультет Софийского университета. С 20 июня 1934 — диакон, с 21 июня 1934 — иерей (рукоположен владыкой Серафимом (Соболевым)), приходской священник Успенской церкви в городе Пазарджике Пловдивской епархии. Одновременно преподавал гуманитарные предметы в гимназии и сельскохозяйственном институте. С 1944 жил в Софии, по приглашению министра иностранных дел и культов Болгарии Петко Стайнова работал в комиссии по выработке проекта законодательства об отделении церкви от государства, оставаясь клириком Болгарской православной церкви. Служил в кафедральном соборе «Святая Неделя».

В 1947 принял советское гражданство. Его отношение к СССР после Второй мировой войны, по словам сына, было следующим: «Большевики кровью в войне смыли свой грех перед Россией». В 1948 посетил Москву в составе церковной делегации, участвовавшей в Совещании глав и представителей Автокефальных православных церквей.

Служение в Москве

В феврале 1950 по благословению своего духовного отца архиепископа Серафима (Соболева) переехал в СССР, был принят в клир Русской православной церкви. В 1950—1951 — инспектор Московской духовной академии и семинарии, доцент. В 1951 недолго был настоятелем Успенской академической церкви в Новодевичьем монастыре. В 1951—1984 — настоятель Николо-Кузнецкого храма в Москве. Сумел создать многочисленный приход, его духовными чадами были многие представители интеллигенции. Много проповедовал, его проповеди записывались на магнитофон, и плёнки расходились по стране среди верующих.

По воспоминаниям протоиерея Владимира Воробьёва, о. Всеволод

проповедовал на каждой Литургии, которую служил, — обычно на евангельские темы, на темы праздников, о покаянии, о жизни с Богом, о духовной жизни вообще. Существует цикл его проповедей о Евхаристии. В составе его проповеднических трудов особое место занимают проповеди-лекции на великопостных пассиях. Эти апологетические лекции отец Всеволод готовил и читал из года в год, и они привлекали огромное количество людей, как церковных, так и околоцерковных. Однако главными темами, которые проходили красной нитью через все проповеди отца Всеволода, были вера, евангельская любовь к Богу и ближнему, радость о Господе.

Художник Сергей Харламов вспоминал:

Это было время, когда мы впервые, по-настоящему соприкоснулись с православием. Стали ходить в церковь и очень увлекались проповедями о. Всеволода Шпиллера, красивого высокого седобородого старца, говорили, что он до революции был офицером, что было вполне вероятно, чувствовались осанка и стать. Он был настоятелем церкви Николы в Кузнецах. Часто по воскресным дням я ходил на службу, внимая его проповедям, дававшим мне столько в формировании моего мировоззрения, как может быть никто другой, да таковых было не так уж много. Умудренный опытом о. Всеволод был для меня воплощением подлинной православной культуры и, выходя из храма, я записывал его проповеди, восстанавливая в памяти все то, о чем он говорил.

Деятельность о. Всеволода, его противоречия с назначенным по указанию светских властей старостой храма привели к его смещению с должности настоятеля. Вместо него был назначен протоиерей Константин Мещерский, долгие годы активно сотрудничавший с властями, в том числе в качестве деятеля обновленческого движения. Однако он умер 19 августа 1966, в день, когда должен был вступить в исполнение обязанностей настоятеля. После этого о. Всеволод продолжал быть настоятелем храма вплоть до своей кончины.

Воспитал целый ряд священников. Среди его учеников такие известные московские священнослужители как протоиерей Александр Куликов, протоиерей Николай Кречетов, протоиерей Владимир Воробьёв (настоятель Николо-Кузнецкого храма с 1997), протоиерей Александр Салтыков, протоиерей Валентин Асмус.

Протоиерей Владимир Воробьёв, являющийся как настоятелем храма, так и ректором Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, считает, что о. Всеволод был «духовным предтечей» этого учебного заведения, «основоположником духовно-пастырской традиции, преемником которой является наш вуз».

Труды

  • Слово крестное: Беседы, прочитанные во время пассий в Николо-Кузнецком храме в Москве. М., 1993.
  • Проповеди. Прощальные слова. Цикл бесед об евхаристии. Приветственные слова. М., 2002.
  • Страницы жизни в сохранившихся письмах. М., 2004.

Библиография

  • Шпиллер И. В. Воспоминания об отце // Страницы жизни в сохранившихся письмах. М., 2004.

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home