Челюскин (пароход)

Ледокол «Челюскин»советский ледокол, который был построен в 1933 году в Дании на верфях фирмы Burmeister and Wain (B&W, Copenhagen) по заказу советских внешнеторговых организаций. Это было судно водоизмещением 7,5 тысяч тонн, приспособленное к плаванию в условиях севера.

Пароход был спущен на воду 3 июня 1933 под своим первым названием — «Лена». Через 2 дня, по прибытию в Ленинград, судну было дано другое название в честь Семёна Челюскина, участника Великой северной экспедиции 1733—1743 годов.

Содержание

Плавание

Ледокол «Челюскин» 2 августа 1933 года со 112 человеками на борту вышел из Мурманска во Владивосток, отрабатывая, по официальной версии, схему доставки грузов по трассе Северного морского пути за одну летнюю навигацию. Однако в Чукотском море льды затерли судно. Оно дрейфовало вместе с экипажем в течение семи месяцев, и 13 февраля 1934 года было раздавлено льдами и затонуло в течение двух часов. Экспедицией руководил Отто Шмидт, капитаном «Челюскина» был Владимир Воронин.

Экипаж из 111 человек успел высадиться на лед, прожил на нем три месяца. Последними с «Челюскина» сошли Шмидт и Воронин. На лед удалось перенести кирпичи и доски, из которых строили бараки. Один человек, завхоз Могилевич, погиб. Он был придавлен бревном и увлечен в воду. 1 сентября, в лагере в семье геодезиста Васильева, который отправился в экспедицию с беременной женой, родилась дочь Карина.

Эвакуация

Эвакуация лагеря осуществлялась с помощью авиации. Спустя несколько дней после гибели судна, 5 марта, летчик Анатолий Ляпидевский на самолете АНТ-4 пробился к лагерю и снял со льдины десять женщин и двоих детей. Следующий рейс был совершен только 7 апреля. За неделю летчики Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнёв, Михаил Водопьянов и Иван Доронин вывезли на материк остальных челюскинцев. Последний рейс был совершен 13 апреля 1934 года. Всего летчики совершили 24 рейса. Летчики, доставившие спасенных во Владивосток, стали первыми Героями Советского Союза и были награждены орденами Ленина, а «Золотая Звезда» № 1 была вручена Ляпидевскому.

Несмотря на гибель, до Берингова пролива судно всё-таки дошло, доказав, что Северный морской путь можно освоить.

Поиски судна

Неоднократно организовывались экспедиции с целью поиска остова затонувшего судна. Экспедиции 1974 и 1978(9) года были безрезультатны. В сентябре 1989 года о находке «Челюскина» сообщил американский учёный Сергей Мельников, член Географического общества США, проводящий иследования на гидрографическом судне «Дмитрий Лаптев». Однако, никаких вещественных доказательств находки представлено не было.

К 70-летию памяти «Челюскина» была организована подводная археологическая экспедиция «Челюскин-70». В 2004 году участники заявили, что судно найдено, однако, вскоре стало понятно, что это была ошибка[1].

В сентябре 2006 года участники экспедиции «Челюскин-70» заявили, что они нашли затонувший пароход «Челюскин». Фотографии поднятых фрагментов и пробы металла будут отправлены в Копенгаген, в судостроительную компанию, со стапелей которой сошел «Челюскин». Проведенный там анализ и экспертиза позволят с полной уверенностью идентифицировать объект. Только после этого он будет признан археологическим объектом, а его фрагменты станут музейными экспонатами. [2]

Сноски

  1. Пароход "Челюскин" снова "найден" - заметка на интернет-портале Русской службы Би-би-си 21 сентября 2006 года.
  2. В Анадырь вернулись участники археологической подводной экспедиции "Челюскин 70" - заметка на сайте Чукотка.org от 21 сентября 2006 года.

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home