Нагорно-Карабахская Республика

Нагорно-Карабахская Республика
Լեռնային Ղարաբաղի Հանրապետություն
Флаг Нагорно-Карабахской Республики Герб Нагорно-Карабахской Республики
Национальный девиз: нет
Гимн: «Свободный и независимый Арцах»
Дата независимости 6 января 1992[1] (от Азербайджана/СССР)
Официальный язык армянский
Столица Степанакерт
Крупнейший город Степанакерт
Форма правления Президентская республика
Президент
Премьер-министр
Аркадий Гукасян
Анушаван Даниелян
Территория
  • Всего
 
5 000 [Источник?] км²
Население
  • Всего (2005)
  • Плотность
 
146 600
{{{Плотность населения}}} чел./км²
Валюта драм
Интернет-домены {{{Домены}}}
Телефонный код +37447
Часовой пояс [[UTC+4 [2]]]
  1. Референдум о независимости проведен 10 декабря 1991. Декларация о независимости принята 6 января 1992. Независимость никем не признана.
  2. На территории страны действует декретное время


В связи с вандализмом редактирование этой страницы закрыто для незарегистрированных и новых участников.

Нагорно-Карабахская Республика (НКР)непризнанное государственное образование, провозглашённое 2 сентября 1991 на совместной сессии Нагорно-Карабахского областного и Шаумяновского районного Советов народных депутатов Азербайджанской ССР в границах Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) и прилегающего Шаумяновского района Азербайджанской ССР. 10 декабря 1991 был проведён референдум о статусе НКР, большинство из участников которого высказались за её независимость. 6 января 1992 парламент НКР 1-го созыва — Верховный Совет НКР — принял Декларацию «О государственной независимости Нагорно-Карабахской Республики». Провозглашению независимости предшествовал почти четырёхлетний армяно-азербайджанский конфликт, приведший к значительному числу жертв и беженцев с обеих сторон, вызванных применением массового насилия и этнических чисток.

Под контролем вооружённых формирований НКР и республики Армения находится бо́льшая часть бывшей НКАО, а также полностью либо частично семь прилегающих районов Азербайджана (включая территорию между НКАО и Арменией — «Лачинский коридор»).

Под контролем армии Азербайджана находятся части территории Мардакертского и Мартунинского районов бывшей НКАО, а также весь Шаумяновский район.

Примечание: Статус НКР не урегулирован. НКР не получила дипломатического признания со стороны других государств, и не принята в члены ООН; поэтому официальные документы международно-правового характера по отношению к ней стараются избегать употребления некоторых политических категорий(«президент», «премьер-министр», «выборы», «правительство», «парламент», «флаг», «герб», «столица»). Так, в документах ООН и ОБСЕ, связанных с конфликтом, для обозначения НКР как стороны конфликта употребляется выражение "руководство Нагорного Карабаха" ("Leadership of Nagorny Karabakh"), что, как подчеркивают дипломаты, не рассматривается как формальное признание какого-либо дипломатического или политического статуса региона. [1] Мнения политологов по Нагорному Карабаху расходятся. По мнению российских политологов Сергея Маркедонова и Андрея Арешева, невозможно отрицать тот факт, что НКР обладает собственной территорией, особой организацией власти и фактическим суверенитетом, т.е. вполне подходит под формальное определение государства. С их точки зрения НКР, не отличаясь ничем, кроме факта признания, от других существующих на свете государств, может быть названа "непризнанным государством" [2][3][4]. Эти политологи указывают и на то, что государственные институты НКР (армия, полиция, госаппарат) в сущности, гораздо эффективнее таковых же Азербайджана, при том что Азербайджан не контролирует значительную часть собственной территории. [5]. По мнению же западного политолога Дава Линча, в случае Нагорного Карабаха независимость в действительности является ширмой, которая едва скрывает тот факт, что он является регионом Армении. Независимость Карабаха позволяет недавно возникшему армянскому государству избежать международного клейма агрессора, несмотря на тот факт, что армянские войска принимали участие в войне в 1991-1994 годах и продолжают занимать линию фронта между Карабахом и Азербайджаном. [6] Международные организации указывают, что в процессе волеизъявления не учитывалось мнение этнически азербайджанского меньшинства в Нагорном Карабахе, которое было вынуждено затем покинуть его в следствии вооружённого конфликта, и считают проводимые армянскими властями в регионе выборы незаконными; в ответ армянская сторона отмечает, что время референдума 1991 г. азербайджанскому меньшинству была предоставлена полная возможность высказать свое отношение к самоопределению Нагорного Карабаха, каковой возможностью оно однако воспользоваться не пожелало. Кроме того, по мнению армянской стороны, несогласие меньшинства не может быть законным основанием для воспрепятствования реализации воли большинства.

Содержание

Административное деление

Территориально НКР разделена на 7 районов.

  1. Аскеранский (Агдеринский) — г. Аскеран
  2. Гадрутский — с. Хадруг (Гадрут)
  3. Мартакертский — г. Мартакерт (Мардакерт)
  4. Мартунинский — г. Мартуни
  5. Шаумяновский — п. Шаумяновск
  6. Шушинский — г. Шуша
  7. Кашатагский (Лачинский) — г. Бердзор

Пять из них — Аскеранский, Гадрутский, Мардакертский, Мартунинский, Шушинский — ранее входили в состав НКАО. Шаумяновский район, с лета 1992 находящийся под контролем Азербайджана, был упразднён азербайджанскими властями и включён в состав Геранбойского района Азербайджана. В декабре 1993 на территории Лачинского района был образован Кашатагский район НКР с центром в Лачине, который был переименован в Бердзор.

Оккупированные армянскими вооружёнными формированиями азербайджанские районы, расположенные за пределами территории, на которой была провозглашена НКР (за исключением Лачинского района Азербайджана), именуются «зонами безопасности» и управляются особой военной администрацией.

Территориальные изменения

  • апрель-май 1992 — захват Лачинского района.
  • 9 мая 1992 — захват Шуши.
  • июнь-июль 1992 — потеря Шаумяновского района.
  • март 1993 -захват Кельбаджарского района
  • 13.06.1993-23.06.1993 захват части Агдамского, Джебраильского, Физулинского районов
  • 31.08.1993 захват Кубатлинского района
  • 23.08.1993 захват Джебраильского и большей части Физулинского районов.

Политическая жизнь

Армянская Республика Нагорного Карабаха является президентской республикой. Президентом с 1997 года является Аркадий Гукасян. Законодательный орган — Национальное Собрание, 33 места.

В июне 2005 года состоялись выборы депутатов Национального Собрания НКР, на которых присутствовали зарубежные наблюдатели, приглашённые властями НКР. Из России были приглашены, в частности, депутаты Госдумы Виктор Шейнис, Константин Затулин и Сергей Григорьев, а также председатель Академии духовного единства Георгий Трапезников, которые присутствовали на выборах в качестве частных лиц. В своём заявлении, сделанном по окончании выборов, российские наблюдатели назвали их «демократичными, прозрачными, свободными, независимыми, легитимными, отвечающими Избирательному кодексу НКР и всем высоким международным стандартам» (более подробно см. сообщение информационного агентства Регнум).

Международное сообщество не признаёт результатов проводимых в Нагорном Карабахе выборов, и ни одна страна или международная организация не направляют на них официальных наблюдателей. Совет Европы, в частности, неоднократно выступал с критикой проведения выборов в Нагорном Карабахе, заявляя, что «эти так называемые „выборы“ не могут быть легитимными, так как в результате вооружённого конфликта между Арменией и Азербайджаном в 1991—1994 годах значительная часть населения региона вынуждена была его покинуть, проживая в настоящее время как перемещённые лица или беженцы в своих странах или за рубежом». [7], [8]

Ссылки

См. также



 
Содружество Непризнанных Государств
Абхазия | Нагорный Карабах | Приднестровье | Южная Осетия
ассоциированные члены-наблюдатели: Гагаузия
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home