Производство знаний

Эта статья должна быть полностью переписана.
На странице обсуждения могут быть пояснения.

Произво́дство зна́ний — социальный процесс в сфере духовного (нематериального) производства; процесс приращения знаний, накопленных человечеством.

Содержание

История понятия

Процесс расширенного производства знаний описан у Гегеля в его «Науке логики».

Сам термин, в частности, используется Ильенковым в его основных работах, включая «Диалектическую логику».

Темп производства знаний

Знания составляют значительную часть человеческого капитала и являются одной из основных составляющих педагогической логистики.

Используя одно из определений знания как информации, о которой кто-либо осведомлён, объём знаний можно измерить в битах, то есть базовой единицей измерения количества информации.

Предполагается, что выживание человечества и даже его численность зависят от производства знаний, в условиях прекращения гиперболического роста численности населения Земли́. Для оценки производства знаний можно использовать различные подходы. Наиболее продуктивно выражать их в информационных единицах.

Возможно два пути для измерения темпов производства знаний:

  • метод экспертных оценок;
  • экспериментальный путь.

Для экспертных оценок используют объём знаний, накопленных в библиотеках. Экспериментальным путём изучают способность человека извлекать информацию в процессе самообучения на нормированных по информации средах. Этот вид знаний можно отнести к процедурным знаниям (procedural knowledge).[1]

Пока не представляется возможным в полном объёме измерить темпы производства знаний, поскольку нет адекватных универсальных моделей.

Темп производства знаний можно оценить по двум работам, которые также служат ориентиром порядка этой величины:

  • [3]Экспертная оценка (В. И. Найденов, Б. М. Долгоносов) — 103 бит/(чел•год).

Как показали упомянутые эксперименты по самообучению человека, темп производство знаний зависит от сложности информационной среды, к которой человек адаптируется в процессе самообучения. При этом темп может меняться на один порядок. Выявлено три фактора сложности среды: форма представления, характер сигнала её состояния и инварианты среды.

Наибольшую сложность представляют среды с оптимизацией. В соответствии с гносеологическим принципом А. Н. Колмогорова, оптимизация связана с многошаговым процессом приближения к оптимуму. Имеется определенная аналогия процесса выработки знаний и эволюции систем. В силу этого можно по темпу производства знаний оценить и скорость эволюции систем.

[4] Е. Кузнецов отмечает тенденцию изменения соотношения в интеллектуальном капитале между навыками и знаниями в пользу навыков. Он считает, что в новой социальной среде, выросшей из промышленной революции, необходимо технологические решения грамотно применять, а не совершенствовать. Другая тенденция в том, что производство знаний становится все более замкнутой, кастовой задачей, областью деятельности, сужающейся относительно всей массы социальных задач.

В производстве знаний все большее значение будет играть искусственный интеллект. В такой ситуации корреляция между численностью населения и производством знания может уменьшиться.

В условиях прекращения гиперболического роста численности населения Земли, проблема ускорения производства знаний становится чрезвычайно актуальной. С позиции логистики исторически сложившаяся система производства и использований знаний нуждается в совешнствовании. Знания достаточно дорогой ресурс и его «складирование» связано с риском старения. Более рационально включить производство знаний в логистическую цепочку. При таком подходе новые знания производятся по принципу «точно в срок». Не отвечает принципам логистики и система традиционного обучения, при которой идет накопление знаний у ученика безадресно, на всякий случай. По принципам логистики эффективнее приблизить передачу знаний к моменту их использования.

Литература

  • Коротаев А. В. , Малков А. С. , Халтурина Д. А. Законы истории. Математическое моделирование исторических макропроцессов. Демография, экономика, войны. М.: КомКнига, 2005. 344 с. [5].
  • Ильенков Э. В. «Диалектическая логика»
  • Мате Э., Тиксье Д. Логистика. С-Петербург: Дом «Нева», 2003. 120 с.

Смотри также

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home