Адмирал Нахимов

«Адмирал Нахимов»
История судна
Тип Пассажирский лайнер
Государство флага Германия, СССР
Порт приписки Одесса
Спущено на воду 1925
Выведено из состава флота 1986
Современный статус Затонул
Размеры
Водоизмещение
Длина 174,3 м. (наибольшая)
Ширина 21,02 м. (наибольшая)
Высота борта 11,81 м.
Осадка 9,00 м.
Остальные характеристики
Силовая установка 2 паровые машины 3-кратного расширения, 5 водотрубных паровых котлов
Автономность плавания
Скорость
Экипаж
Пассажировместимость
Грузовместимость

31 августа 1986 года в 23 часа 20 минут в Чёрном море, в 7 милях от Новороссийска и 2 милях от берега потерпел кораблекрушение пассажирский пароход «Адмирал Нахимов». Погибло 423 из 1234 человек. Предполагается, что в самом столкновении виноваты капитаны, но большое количество жертв вызвано конструктивными и эксплуатационными недостатками корабля и халатностью должностных лиц.

Содержание

История парохода

Пароход «Адмирал Нахимов» (порт приписки Одесса, СССР) был построен в 1925 году, в Германии. Предыдущее название судна — «Берлин» (порт приписки Бремен, Германия). До 1939 года «Берлин» совершал регулярные рейсы через Атлантику. С 1939 по 1945 годы — в составе вооружённых сил Германии как санитарное судно.

В 1945 году в устье реки Свине (близ Свинемюнде) подорвался на мине (по другой версии — торпедирован подводной лодкой) и затонул по палубу B на глубине 13 метров. С 1946 года перешёл Советскому Союзу в счёт репараций. При попытке судоподъёма в начале 1947 года снова произошёл взрыв и судно вновь погрузилось на дно, придавив водолаза Тимофея Старченко, который по счастливой случайности оказался в донном углублении. Водолаза спасли его товарищи.

В 1947 году получил новое название — «Адмирал Нахимов». С 1947 по 1957 год проходил восстановительный ремонт в ГДР.

С 1957 года в составе пассажирского флота СССР, судовладелец — Черноморское морское пароходство. Первый капитан — Николай Антонович Соболев. Судно совершало круизные рейсы по Крымско-Кавказской линии между портами Одесса, Ялта, Новороссийск, Сочи, Сухуми, Батуми. Кроме круизов по Чёрному морю «Адмирал Нахимов» в 60-е годы совершал также рейсы на Кубу, в Африку.

В 1977 году экипаж судна во главе с бессменным капитаном отпраздновали 20-летие безаварийного плавания, после чего Н. А. Соболев был вынужден покинуть судно по состоянию здоровья. В 1984 году капитаном «Адмирала Нахимова» становится 56-летний Вадим Георгиевич Марков, перешедший на пароход с линий загранплавания и возглавлявший до этого экипажи таких судов как «Леонид Брежнев», «Фёдор Достоевский», «Армения».

Крушение

31 августа 1986 года пароход «Адмирал Нахимов» в соответствии со своим круизным расписанием, прибыв из порта Ялта, ошвартовался в 14:00 у пассажирского 34 причала порта Новороссийск. Согласно расписанию, судну предстояло стоять в Новороссийске до вечера.

В 22:00, приняв пассажиров на борт, пароход отдал концы и медленно отвалил от причальной стенки, сопровождаемый двумя буксирами. На его борту в этот момент находилось 1243 (по официальной версии) пассажира и члена экипажа. Последним на борт судна был принят начальник управления КГБ по Одесской области генерал-майор Крикунов, который со своей семьёй поселился в каюте-люкс № 9, расположенной на правом борту палубы А.

Во время разворота судна в акватории порта капитан Марков запросил по УКВ у поста регулирования движения судов (ПРДС) информацию об обстановке на створах и на рейде. Пост ответил, что на пути судна и на рейде движения в настоящее время нет. Единственное судно, которое подходит со стороны Босфора — это сухогруз «Пётр Васёв», следующий в порт под выгрузку канадского ячменя. «Пётр Васёв» предупреждён о выходе пассажирского парохода и обещал пропустить «Адмирал Нахимов» на выходе из бухты. Пароход прошёл ворота порта, вышел на курс 154,2 и стал следовать по направлению к буям Пенайских банок, которые находились на выходе из бухты. Постепенно набирая обороты, «Адмирал Нахимов» шёл со скоростью около 9 узлов. На палубах парохода в это вечернее время было оживлённо — в кормовой части открытой палубы шёл концерт для ветеранов, посвящённый Дню шахтёра, работали бары и рестораны, в музыкальном салоне гремела дискотека, в кинозале на палубе B демонстрировался фильм про войну. Где-то в недрах судна работали кочегары, машинисты…

В это же время к порту Новороссийск на скорости 11,5 узлов приближался сухогруз «Пётр Васёв» (порт приписки Одесса, судовладелец — Черноморское морское пароходство). В 21 час 30 минут (по судовому времени) на мостик теплохода поднялся капитан Виктор Иванович Ткаченко и принял управление судном на себя. На мостике в это время также находился третий помощник капитана П. Зубюк, который вёл визуальное наблюдение за обстановкой. Виктор Ткаченко по УКВ передал станции Новороссийск-17 (ПРДС) и Новороссийск-5 (портнадзор) информацию о судозаходе и подтвердил, что уступит дорогу выходящему из бухты пассажирскому «Адмиралу Нахимову». Позже Ткаченко подтвердил ту же информацию вахтенному второму помощнику капитана парохода А. Чудновскому. Судоводители обоих судов вели между собой переговоры на 9 канале УКВ и договорились разойтись на выходе правыми бортами.

Капитан сухогруза Виктор Ткаченко включил монитор САРП (система автоматизированной радиолокационной прокладки курса) для ввода информации и анализа обстановки ситуации сближения двух судов.

В 23 часа капитан парохода В. Марков, задав обороты и курс судна 160°, покинул мостик и направился в свою каюту (по его словам; по другой версии он ушёл в каюту к генералу Крикунову), оставив старшим на мостике вахтенного второго помощника А. Чудновского. Кроме него на мостике парохода находились матросы Е. Смирнов, Ю. Вышаренко, Р. Фахретдинов.

Александр Чудновский постоянно вёл визуальное наблюдение за приближающимся по правому борту сухогрузом. Минут через пять, обнаружив опасное сближение судов, Чудновский вышел на связь с «Петром Васёвым» и ещё раз уточнил порядок расхождения, на что получил подтверждение, что «Пётр Васёв» пропускает пароход «Адмирал Нахимов».

…Капитан Ткаченко продолжал работать с САРПом. Третий помощник капитана П. Зубюк, наблюдая огни парохода визуально, неоднократно намекал капитану, что машина переведена в манёвренный режим, а пеленг на «Адмирал Нахимов» практически не меняется, что говорит о возникшей угрозе столкновения. Ткаченко, передоверившись показаниям САРП, который на мониторе показывал благополучное расхождение, на замечания своего помощника не обращал внимания. Лишь под действием настойчивых просьб с «Адмирала Нахимова» он поднял глаза и увидел, что его судно на полном ходу идёт прямо на пассажирский пароход. Через некоторое время Ткаченко стал отдавать команды в машинное отделение — сначала «средний вперёд», «малый вперёд», «стоп» и сразу «полный назад». Несмотря на то, что гребной винт уже работал на задний ход, сухогруз сохранял прежние параметры движения, следуя на сближение с пароходом «Адмирал Нахимов».

На мостике «Нахимова» в это же время А. Чудновский, наблюдая за приближением балкера, приказал изменить курс судна сначала на 5° влево, потом ещё на 5°, потом ещё на 10°, таким образом пытаясь уклониться от надвигающегося на него «Петра Васева».

Чудновский отдал команду "Лево на борт!", схватил трубку УКВ и прокричал «Петру Васёву»: «Работать немедленно назад!». Рулевой только успел переложить руль лево на борт, как в 23.12 произошло столкновение.

Услышав три гудка и предположив, что подавать их может только «Пётр Васев», капитан Марков посмотрел в иллюминатор, но судна справа не увидел. Однако, предчувствуя неладное, решил подняться на мостик и выяснить обстановку. Удар сухогруза застал его по пути наверх. Оказавшись на мостике, капитан Марков отдал команду "Лево на борт!", с целью выбросить судно на мелководье, однако рулевой у штурвала доложил, что судно руля не слушается. В этот момент пароход обесточился. Капитан В.Марков, не имея возможности передать общесудовой сигнал тревоги и сигнал "SOS" по радио, приказал голосом объявлять по судну "Шлюпочную тревогу".

«Пётр Васёв», успев погасить скорость лишь до 5 узлов, врезался под прямым углом прямо в середину правого борта парохода. В подводной части балкер вошёл своей выступающей частью, бульбом, в корпус «Нахимова» на несколько метров в районе переборки между машинным и котельным отделением. «Нахимов» продолжал по инерции двигаться вперёд, разворачивая сухогруз и тем самым увеличивая размер пробоины в правом борту, которая по официальной версии после расцепления судов составила около 80 м2.

Пароход стал валиться на правый борт. Основное освещение через некоторое время погасло и людей охватила паника. Однако второму механику В. Белану, свободному от вахты, удалось запустить аварийный дизель-генератор в кормовой части палубы А — заработало аварийное освещение, которое работало всего 2 минуты. Эти несколько минут многим пассажирам спасли жизнь. Кто-то смог открыть дверь своей каюты и спасти своих детей, кому-то повезло найти выход из запутанного лабиринта переходов и коридоров судна, другим в это время удалось надеть спасательные жилеты и устремиться к своему спасению — наверх!

«Нахимов» тонул толчками. Крен на правый борт уже был около 45°, люди держались за леера и все, за что можно было ухватиться. Многие перелезали на левый борт и по нему сползали в воду. Из открытых иллюминаторов тянулись руки несчастных людей, которые не смогли выбраться из своих кают вовремя. С тонущего парохода матросам, под командованием боцмана В. Г. Лободы, удалось сбросить большинство надувных спасательных плотов, которые потом станут единственными средствами спасения для утопающих. Через 7 минут после столкновения, имея крен на правый борт около 60°, «Адмирал Нахимов» полностью ушёл под воду. На месте крушения на поверхности воды одновременно барахталось около 1000 человек, перепачканные краской и мазутом, плавало множество предметов и обломков.

В это время из порта навстречу «Петру Васеву» шёл лоцманский катер ЛК-90 с лоцманом М. Карповым для проводки сухогруза к причалу. Увидев накренившийся на правый борт пароход, капитан катера О. Лях немедленно прокричал в эфир: «Нахимов лёг на борт!». В 23 часа 35 минут ЛК-90 подошёл к месту катастрофы и приступил к спасению людей, одновременно передав по радио, что понадобятся буксиры и спасательные катера.

О столкновении судов было немедленно доложено капитану порта Новороссийск Г.  Л. Попову, который тут же, по телефону отдал указание всем плавсредствам следовать в район аварии для спасения людей. Первыми на место катастрофы снялись буксиры портофлота, рейдовые катера, малые пассажирские катера типа «Радуга», пассажирские суда на подводных крыльях «Комета». Одновременно команда сниматься и следовать в район катастрофы поступила на пограничные катера.

ЛК-90 уже вовсю работал на месте крушения, приняв на борт около 118 человек. Опасно погружаясь, катер стал медленно разворачиваться и набирать ход в обратном направлении. Часть пассажиров позже были пересажены на другие суда, подоспевшие к тому времени в район аварии. Рейдовый катер РК-34, приняв на борт пострадавших людей (в том числе и капитана парохода Маркова), стал выходить из опасной зоны, но намотал на винт полипропиленовый конец, размотавшийся с затонувшего «Нахимова» и всплывшего к поверхности…

Пограничный катер типа «Гриф» под командованием мичмана А. Гусева на полном ходу вошёл в массу людей и приступил к подъёму пострадавших на борт.

Всего в районе катастрофы приняло участие в спасательной операции 64 плавединицы.

Команда спасать людей была отдана и сухогрузу. Ткаченко приказал следовать малым ходом в район аварии. Ветер крепчал и уже к тому времени разогнал волну до 2 метров. Пострадавших людей ветром и течением стало относить прямо на сухогруз и через некоторое время по обоим бортам плавало несколько десятков человек. Ткаченко приказал спустить на воду вёсельную шлюпку и мотобот, а также опустить парадный трап для приёма пострадавших на борт. К несчастью, парадный трап заклинило и его спустить не удалось.

Лишь только в 24 часа 31 августа капитан Ткаченко с борта «Васева» доложил капитану порта, что «Нахимов» затонул. Всего за эту ночь экипажем сухогруза было поднято 36 человек и 1 труп.

Сигнал тревоги прозвучал также и в Новороссийском высшем инженерно-морском училище (НВИМУ). Курсанты, узнав о трагедии, немедленно вышли в море на ялах, едва выгребая против ветра. Но к моменту их прихода на место крушения спасать уже было некого. Пострадавших людей доставляли на 34 причал, к морвокзалу, где уже находились бригады медиков, милиция. Каждый прибывший проходил регистрацию. Однако у многих спасённых людей в море остались родственники, друзья. Стеклянная стена морвокзала превратилась в «стену плача» — несчастные люди толпились возле неё, устремив свои взгляды в сторону мыса Дооб, где затонул пароход. Позже когда из района катастрофы доставили всех людей, их разместили по городским гостиницам, в корпусах НВИМУ. По данным на вечер, 1 сентября, всего было спасено 836 человек.

С 1 сентября 1986 года на месте катастрофы работали водолазы. Они проникали внутрь корпуса парохода через отверстия, вырезанные в борту. Работать внутри парохода было сложно и страшно. Судно легло на грунт почти полностью на правый борт. Продольные коридоры превратились в узкие лазы, поперечные — в шахты. Повсюду была разбросана мебель, в коридорах образовались целые завалы из ковровых покрытий, мебели и трупов. Большинство дверей кают заклинило и водолазам пришлось извлекать из кают тела людей преждевременно взломав дверь ломом.

Заперся в своей каюте и погиб второй помощник капитана А. Чудновский. Погиб старпом Маглыш и второй механик В. Белан. Погиб начальник Одесского Управления КГБ генерал Крикунов и его семья: тела жены и дочери генерала были обнаружены в своей каюте, а тело генерала в спортивном костюме, с малолетним внуком на руках, было найдено вблизи каюты под трапом, ведущим на верхнюю палубу. Погиб матрос Фахретдинов, стоявший на мостике в момент столкновения. Погибли 36 девушек-бортпроводниц, до конца выполнявших свой служебный долг и помогавших выводить пассажиров с нижних палуб. На глазах у электрика А. Долинского погибли его жена и маленький сын. Погиб начальник плавпрактики М. Броун и несколько матросов-практикантов. Погибли молодожёны Кот, отправившиеся на пароходе в свадебное путешествие…

В результате катастрофы погибло 423 пассажиров и членов экипажа.

Дальнейшая история

В 1987 году в Одессе, в ДК железнодорожников, после почти полугодового процесса состоялся суд над капитанами В. Марковым и В. Ткаченко. Обоих признали виновными по ст. 85 УК РСФСР и приговорили к 15 годам лишения свободы каждого. Спустя 6 лет, в ноябре 1992 года указами президентов Украины и России их помиловали и выпустили на свободу.

Капитан Виктор Ткаченко, сменив фамилию на Тальор, уехал на постоянное место жительства в Израиль. В сентябре 2003 года яхта под командованием Виктора Тальора потерпела крушение вблизи Ньюфаундленда. Позже остатки яхты и погибших людей нашли у канадского берега. Похоронен В.Ткаченко в Тель-Авиве. Капитан Вадим Марков остался жить в Одессе. Сразу после освобождения работал в Черноморском пароходстве капитаном-наставником на пассажирских судах. В настоящее время на пенсии.

Пароход «Адмирал Нахимов» до сих пор лежит на глубине 47 метров в Цемесской бухте. Ежегодно, 31 августа, на это место приходит катер, с родственниками погибших. Они опускают на воду венок и бросают цветы… Организатором поездок в Новороссийск родственников с 1987 по 2005 годы был благотворительный фонд «Нахимовец» в лице директора Г. В. Андриевской. 01 декабря 2005 года после тяжёлой болезни Галина Васильевна умерла. Руководство фондом, а также подготовку траурных мероприятий, посвященных 20-летию трагедии, взяла на себя ее дочь - Наталия Рождественская.

В 1987 году на мысе Дооб был сооружён памятный знак в память погибшего парохода и его пассажиров.

Теплоход «Пётр Васёв» после ремонта в 1986 году в Ильичёвске был переименован в «Подольск». Сейчас он ходит под флагом Мальты и называется «Myroessa». 31 августа 2006 года, спустя ровно 20 лет после трагедии, сухогруз снова зашел в порт Новороссийск...

Странные факты

  • Судно «Адмирал Нахимов» совершало последний рейс. Круиз заканчивался 05 сентября 1986 года, после чего оно должно было отправиться на слом.
  • Все суда, ранее носившие имя Нахимова терпели крушения. В 1897 году грузовой пароход «Нахимов» затонул у берегов Турции. Во время Цусимского сражения в 1905 году японцы потопили броненосный крейсер "Адмирал Нахимов".

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home